ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. И. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ т. е. для жизни в иных, лучших, условиях жизни. Воспитывая же детей для будущего, лучшего, устройства мира, мы этим самым улучшаем будущее устройство мира». Мысль Канта была близка Л. Н. Толстому, и, развивая ее, он писал: «Для того чтобы воспитывать человека, годного для будущего, надо воспитывать его, имея в виду вполне совершенного человека, - только тогда воспитанник будет достойным членом того по­ коления, в котором ему придется жить» («Круг чтения»). Необходимо помнить, что для Л. Н. Толстого идеал совершенства был связан с «Бо­ жеским совершенством», воплощенным в первую очередь в образе бес­ предельной, жертвенной, бескорыстной любви. Однако в душе каждого человека возникают вопросы, которые му­ чили предшественников Л. Н. Толстого - величайших мудрецов мира, его самого, его последователей, которые волнуют и нас: как достичь совершенства? Возможно ли воплощение идеала в жизни? Размыш­ ляя над этими вопросами, Л. Н. Толстой постоянно осознавал всю сложность их решения. В итоге он пришел к выводу: «Важно не быть совершенством, а стремиться к нему». В стремлении к совершенст­ ву, к идеалу, который недосягаем, но к которому надо идти постоян­ но, он понимал смысл жизни человека. Высокую миссию учителя, воспитателя он видел в оказании помощи ребенку в этом духов­ ном движении. По существу, Л. Н. Толстой и его предшественники создали мето­ дологию жизни человеческого духа. Но сегодня лишь немногие об­ ращаются к ней, тогда как она могла бы быть необычайно полезной в разработке теории и практики воспитания и образования. Кафедра духовного наследия Л. Н. Толстого ТГПУ им. Л. Н. Толстого, разработав курс «Л. Толстой и мудрецы мира», помогает студентам при­ общиться к великой традиции учительства. Постепенно курс завоевывает симпатии студентов, постепенно каждый из них познает традицию станов­ ления мудрости как на собственном опыте, так и в результате воздействия извечных идей учительства на душу молодых поколений. 241

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=