ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ II. Педагогические взгляды Л. Н. Толстого последних лет его жизни были неотделимы от его религиозно-философского учения. Размышления писателя о воспитании необходимо рассматривать в контексте этого учения, а также традиций мировой мудрости. Л. Н. Толстой понимал мудрость как «знание вечных истин, при­ ложимых к жизни», как движение человека к высшему идеалу, как жизнетворчество. Однажды он скажет: «Человек - это ангел, рож­ дающийся из зверя». Путь от «зверя» к «ангелу» лежит через воспита­ ние, развитие, саморазвитие, духовное совершенствование человека, через «взращивание» души. В этом духе понимали воспитание и неко­ торые мудрецы мира, любимые Л. Н. Толстым. Сократ, поставив во­ прос: «Ч то есть сущность человека?», получил недвусмысленный ответ: «Человек есть его душа». А раз так, значит, в особой заботе нуж­ дается не столько его тело, сколько душа. Поэтому высшая задача воспитателя - научить людей взращиванию души. В этом Сократ видел собственное предназначение и повеление Бога. Он создал новую школу ценностей: истинными ценностями являются «сокровища души». Стало быть, совершенен тот, кто стремится не к благу внешнему, а к благу внутреннему. Эта мысль стала альфой и омегой духовных исканий Л. Н. Толстого. Конфуций, один из самых почитаемых Л. Н. Толстым мудрецов древ­ него Китая, предложил миру особую модель совершенного человека - «благородного мужа», обладающего человеколюбием, соблюдающего правило «золотой середины», стремящегося познать дао (правиль­ ный путь), честного в поступках, искреннего и правдивого в словах, по­ читающего родных и старших. «Благородный муж» - это воплощение всех совершенств, идеальная личность. Ведущее место в движении человека к идеалу - «благородному мужу» - китайский мудрец отводил образованию, культуре, воспита­ нию, самосовершенствованию. Воспитанность, в представлении Кон­ фуция, выводит человека из природного состояния, способствует его собственному совершенствованию и совершенствованию общества. Эта и ряд других мыслей Конфуция оказались созвучны и размышле­ ниям Л. Н. Толстого о совершенствовании человека и человечества, особенно в поздний период его творчества, когда за год до смерти он писал: «...воспитание спасет мир...». III. В поздние годы жизни Л. Н. Толстой особенно любил мысль Кан­ та: «Воспитывая детей, надо помнить, что мы воспитываем их не для жиз­ ни в теперешнем, а в будущем, лучшем состоянии человеческого рода. 240

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=