ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ пытку соединить несоединимое: божественную, вневременную и вне- пространственную, вечную суть человеческого духа (морально-этичес­ кая статика) с индивидуально-неповторимым отношением каждого чело­ века к миру (психологическая динамика). Обезличивание, потеря « самости» и неповторимый, контрастный человеческий характер - вот два начала, совместить, соизмерить, «примирить» которые писатель пытает­ ся в трактате. В дальнейшем Толстому-художнику удается синтезиро­ вать то, что открылось ему в творческой лаборатории религиозно-фи­ лософского трактата. А. С. Кондратьев Липецк РОМАН Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОСКРЕСЕНИЕ»: КОМПОЗИЦИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЙ СМЫСЛ Изучение поэтики литературного произведения в современных условиях, в отрыве от концепции миропонимания писателя не пред­ ставляется продуктивным, ибо тезис о диалектическом единстве формы и содержания нуждается в качественно новом семантическом наполне­ нии: необходимо уяснить преломление категории авторского сознания в структурировании художественного мира, что позволяет сделать выво­ ды о своеобразии творческой индивидуальности писателя не только в перспективе историко-литературного процесса, но и в контексте духов­ ной культуры. Религиозно-философские искания Толстого обусловлены стремлением к восстановлению целостности онтологической модели мира в условиях обостряющегося духовного кризиса: актуализируют идею нравственной потребности преодоления ограниченности личного самооп­ ределения во имя спасения человечества путем приобщения к первоос­ новам бытия через свободный нравственный выбор, воплощенный Христом, вобравшим в себя эту Истину, о чем он говорит однозначно: «Я пришел во имя Отца» (Иоанн. 5,43). Толстой сориентирован на усвое­ ние Единства Троицы, разрушенного в духовном опыте человека под влиянием богоборчества в самых различных его вариантах. Признавая Бога-Отца Творцом всего сущего, Толстой отвечает на духовные запросы русского самосознания, принимающего идеал Всеединства как основное свойство Божественного бытия. 24

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=