ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ Авторами созданы концепция, понятийный аппарат и конкретные методики по управлению развитием практико-медицинского мыш­ ления будущего учителя через системный комплекс задач (заданий-уп­ ражнений), развернутый в логике учебно-воспитательного процесса современной школы и педуниверситета. Результаты исследований апробированы в ходе проведения лон­ гитюдного психолого-педагогического мониторинга как в «чистых», так и в загрязненных радионуклидами районах Тульской области. Т. Т. Бурлакова Тула Л. Н. ТОЛСТОЙ И ТРАДИЦИЯ МИРОВОЙ МУДРОСТИ О ВОСПИТАНИИ «СОВЕРШЕННОГО» ЧЕЛОВЕКА I. Взгляды Л. Н. Толстого на проблемы воспитания и развития личности ребенка на протяжении жизни великого писателя и гума­ ниста претерпели существенные изменения. Ранние статьи Л. Н. Толс­ того о воспитании и образовании отличались парадоксальностью и вызывали возмущение многих педагогов и общественных деятелей того времени. Н. Г. Чернышевский откровенно советовал молодому писателю «поучиться» и «стать в уровень с наукой». Заявления «Воспитание не воспитывает, а только портит», «Луч­ шая система в деле воспитания - не иметь никакой системы» многими современниками Л. Н. Толстого и исследователями его творческо­ го наследия часто расценивались как пропаганда анархии в деле вос­ питания. Действительно, в ранних статьях он противопоставит воспитание образованию и будет отрицать первое как одну из форм насилия над личностью ребенка. В конце жизни он признает ошибочность такого противопоставле­ ния: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно» (пись­ мо «О воспитании»). 239

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=