ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ и учителей психологической готовности к оптимальному педагогичес­ кому общению как иерархически организованное образование, имеющее в своей структуре мотивационно-побудительное, личностных качеств и функционально-операциональное звенья. Становление психологической готовности к педагогическому общению проходит ряд уровней: от низшего (стихийно-репродуктив­ ного) через промежуточные (последовательно-репродуктивный, ре­ конструктивный, вариативный, субъективно-творческий) к высшему (объективно-творческому). Исследования показали, что в традиционном учебно-воспитатель­ ном процессе педуниверситета ни один из студентов не достигает выс­ шего уровня готовности к оптимальному педагогическому общению и лишь немногие из них находятся к концу обучения на субъективно­ творческом уровне. Большая же часть будущих учителей находится на низшем и примыкающих к нему уровнях психологической готовнос­ ти к педагогическому общению. Нами разработана комплексная обучающая система, позволяющая «вооружить» студентов не только теоретическими знаниями по пробле­ мам общения, но и конкретными умениями и навыками оптимально­ го педагогического общения. Реализация этой программы позволила получить позитивные сдвиги в формировании у студентов психологи­ ческой готовности к педагогическому общению. В аспекте пропаганды идей гуманистической психологии и ан­ тропологического подхода к изучению феноменологии человека нами изучались и психологические особенности практико-медицинского мыш­ ления в учительской среде, процессы его формирования у будущих учителей с целью сохранения здоровья и оказания первой неотлож­ ной медицинской помощи детям, особенно в зонах «Чернобыльского следа». Современный педагог, кроме глубоких профессиональ­ ных знаний по предмету своей специализации, должен иметь достаточ­ но полное представление о биологической природе и целостности человеческого организма, о здоровом образе жизни, о наиболее распро­ страненных заболеваниях, о профилактике и коррекции неадекват­ ного поведения, вредных привычках, о факторах риска для здоровья человека, мерах профилактики заболеваний в разные периоды жиз­ ни. о действенных способах защиты человека в экстремальных си­ туациях. Для этого он должен быть обучен грамотному решению практических задач: пропедевтических, психолого-физиологических, ситуативных и т. д. 238

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=