ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ Л. И. ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ И ВУЗЕ Е. А. Орлова, Д. И. Чемоданова Тула ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л. н. ТОЛСТОГО И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В рамках трансформации педагогического института в универси тет необходимы разработка и внедрение в учебный процесс новых об разовательных технологий. Методологической основой таких технологий могут стать психо логические и педагогические воззрения Л. Н. Толстого, в частности его идеи о гуманистической основе воспитания, о педагогике ненасилия. Большой потенциал этих идей может быть реализован при изучении студентами дисциплин психологического цикла, призванных решить две взаимосвязанные задачи: во-первых, способствовать личностному росту молодых людей, во-вторых, формировать психологическую культуру будущего учителя-профессионала. В течение ряда лет нами решалась задача разработки концеп ции психологической готовности будущих учителей к оптимальному педагогическому общению, раскрытия ее структуры и характерологичес ких показателей компонентов, определения меры сформированности и ее уровневых репрезентаций, разработки и адаптации в учебно-вос питательном процессе педуниверситета комплексной обучающей системы по оптимизации общения. Задачи исследования реализовывались с помощью комплекса психолого-педагогических методов и методик: наблюдения (схема А. А. Леонтьева); анкетирования (опросники Ф. Фидлера - Ханина, Сишора - Ханина, Ч. Осгуда); анализа психолого-педагогических ситуа ций в педагогическом общении; тестирования (САН); социометрии и аутосоциометрии (Я. Л. Коломинский); психолого-педагогического обучающего эксперимента; методов математической статистики. Исследование проводилось в 1991-1998 гг. в ТГПУ им. Л. Н. Толс того в рамках Президентской программы «Дети Чернобыля», в нем при няли участие 750 студентов и педагогов, а также 1837 учащихся г. Тулы и Тульской области. В результате лонгитюдного исследования представлена кон цепция развития и функционирования у студентов педуниверситета 237
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=