ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ - ХУДОЖНИК ся; уйти, чтобы вернуться; умереть, чтобы воскреснуть - таковы интер­ претации обозначенной антитезы, положенной в основу многих поздних художественных творений («Отец Сергий», «Хозяин и работник», «Крей- церова соната», «Живой труп», «Воскресение»). Повесть «Смерть Ивана Ильича», предшествующая написанию трактата, послужила, как бы сказал Толстой, «закваской», емкой и совер­ шенной художественной заготовкой, позволившей развернуться вширь и вглубь толстовским размышлениям о жизни и смерти в религиозно-фи­ лософском сочинении. Вся мирская жизнь Ивана Ильича, «самая простая и обыкновенная и самая ужасная», подобна медленному умиранию. Его смерть тождественна духовному прозрению. Умирание физическое совпа­ дает с мучительным уничтожением плотского отношения к жизни, по-толстовски личности, и одновременно с воскресением духовного начала. Чрезвычайно важен этот процесс «умирания - возрождения» и с художественно-функциональной точки зрения, так как позволяет, по мысли И. А. Бунина, «видеть и развенчивать то, что таится в душе человека под всеми формами блестящей внешности». Одновременно диалектико-художественная стихия толстовского мышления приводит к снятию антитезы внутри повествовательной структуры, к наполне­ нию ее психологической сложностью, к закреплению мысли единством художественного решения. Однако в повести «Смерть Ивана Ильича» ситуация «смерть - воз­ рождение» решается достаточно «жестко». Перед лицом смерти у толс­ товского героя нет выбора. Единственной, глубоко обоснованной и тща­ тельно проработанной мотивировкой внутреннего прозрения героя явилась его болезнь и предсмертные физические мучения. Пространство и время самого психологического процесса прозрения предельно суже­ ны. замкнуты. Характер Ивана Ильича не раскрывается; в повести нет того, что позднее, в трактате «О жизни», Толстой определит как «особен­ ное отношение к миру», лежащее в основе неповторимого «я» каждого человека, не уничтожаемое смертью. Таким образом, после опыта работы над повестью Толстой в тракта­ те приходит к необходимости поиска внутреннего соизмеряющего звена между личностью и разумным сознанием, жизнью и смертью, ко­ нечным и бесконечным, статикой и движением. Таковым соизмеряющим началом, с точки зрения художника, является категория характера, «осо­ бенное отношение человека к миру». Обращение в этико-религиозном трактате к эстетической категории характера представляется весьма зна­ менательным.• Толстой посредством этой категории предпринимает по-. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=