ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Темы «Вспоминать предков - отцов, дедов, прадедов моих - мне не только не совестно, но особенно радостно» и «Дело жизни, назначе­ ние ее - радость» имеют цель познакомить учащихся с генеалогичес­ ким древом рода Толстых, ввести их в мир детства Л. Н. Толстого, познакомить с первыми литературными опытами молодого писателя, с традициями воспитания в семье Толстых. Тема семейного счастья - одна из самых значимых для молодых людей. Родители были для Толс­ того тем идеалом, который он стремился воплотить в собственной семейной жизни. От семьи Толстых к проблемам современной семьи — таково развитие данной темы в программе. Тематика, предусмотренная программой, связана с изучением исто­ рии яснополянского музея, хранительной деятельности жены писателя С. А. Толстой, его дочерей М. Л. Толстой-Сухотиной и А. Л. Толстой. На этом этапе ребята более подробно знакомятся с музейной ра­ ботой, искусством экскурсоводов и экспозиционеров, посещают раз­ личные музейные объекты: литературные музеи, выставочные залы, мемориальный дом Толстого. Программа предусматривает открытые уроки на материалах и экспозициях яснополянского музея: «Отъезд мой огорчит тебя...», «В Ясной Поляне всегда царила любовь к искус­ ству, уважение к художникам и их работам», «Быть женой гения и ве­ ликого человека...». Рассмотрение тем «Нет человека более достойного имени ге­ ния», «Он - человек человечества» способствует постижению сложной, противоречивой натуры Л. Н. Толстого, пробуждению интереса к твор­ ческому наследию писателя, привитию любви к русской литературе, родному языку. Принцип интегративности, один из главных принципов програм­ мы, позволяет осуществить связь данного курса с литературой, исто­ рией, географией, музыкой. Музей «Ясная Поляна» обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом. Знакомство с архитектурными ансамблями, заповедником Ясная Поляна позволяет расширить представление учащихся об архитектуре и садово-парковом искусстве XVI1I-XIX вв., о разнообразии раститель­ ного и животного мира средней полосы России. А участие школьников в работе по уходу за парком, в сборе урожая позволяет ощутить себя частью этой природы, развивает культуру чувства, созидает в душе ре­ бенка взаимосвязь прошлого, настоящего, будущего. Итоговые занятия могут быть разнообразны по форме: подготовка экс­ курсии, разработка сценария вечера по толстовской тематике и др. 226

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=