ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Занятия по первому разделу имеют следующие цели: дать учащим­ ся понятие о музееведении, познакомить их с историческими путями возникновения музеев в Древней Руси, с музейным законодательст­ вом на Руси, с историей создания и жизнью яснополянского музея, с представителями рода Толстых, бережно сохранявшими и переда­ вавшими из поколения в поколение семейные реликвии. Занятия по второму разделу предполагают, что за два года обуче­ ния дети должны освоить материал о деятельности двух важнейших подразделений музея - фонда и экспозиционного отдела. Знакомство учащихся с мемориальным фондом яснополянского музея осуществля­ ется через цикл занятий «Знакомьтесь: экспонат». Дети с интересом раз­ гадывают тайны вещей, «живущих» в яснополянском доме. Иконы, миниатюрные портреты предков писателя, английские часы, фонограф, «Меню» яснополянского дома, гербарий, собранный С. А. Толстой, стали предметом исследовательской работы гимназистов. Все темы третьего и четвертого разделов программы объедине­ ны следующей целью: ввести учащихся в мир жизни и творчества Л. Н. Толстого, в мир его интересов и увлечений, взаимоотношений с яснополянскими крестьянами. Программа предусматривает знакомст­ во учащихся с этапами образования и развития усадьбы Ясная Поляна, с проблемами экологии и сохранения заповедника, с биологическим мониторингом лесных насаждений в усадьбе. Программа «Детские забавы» по своим учебным, воспитатель­ ным и практическим целям неразрывно связана с такими учебными предметами, как история, литература, музыка, география, физическое воспитания, ОБЖ. Занятия способствуют развитию культуры речи учащихся, форми­ руют у них коммуникативные навыки, воспитывают чувство любви к Ясной Поляне, к культуре России, к истории своего народа. В работе с детьми используются различные методы, ведущие к повышению их творческой активности, лучшему освоению куль­ турных ценностей. Один из главных - метод развития творческих спо­ собностей. Так, на уроках творчества дети разрабатывают сценарии театраль­ ных спектаклей, пекут «Анковский» пирог по рецепту из «Кулинар­ ной книги» С. А. Толстой, шьют костюмы для «куколок-скелетцев» на Рождественскую елку, проводят экскурсии во флигеле Кузминских в Ясной Поляне, пишут сочинения на пословицу, отгадывают кроссвор­ ды, участвуют в викторинах. 224

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=