ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

. 7. И. ТОЛСТОЙ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА. МУЗЕИ Л. Н. ТОЛСТОГО В РОССИИ Л. И. Слесарсва Ясная Поляна РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ» В ГИМНАЗИИ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ Изменения концепции образовательной деятельности музея и ин­ новационные преобразования в современной педагогике создали необ­ ходимые условия для сближения и сотрудничества музея и школы. Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» с момента своего осно­ вания имел тесные связи со школами г. Тулы и области. Однако в по­ следние годы это сотрудничество приобрело новые формы. Так, в 1992 году музейные специалисты Ясной Поляны разрабо­ тали курс «Мир музея» («Основы музееведения») для учащихся стар­ ших классов тульской классической гимназии № 1. Для учащихся 8-9 классов была разработана программа «Дет­ ские забавы» (автор Л. И. Слесарева), рассчитанная на два года. Размышляя о проблемах воспитания детей, Л. Н. Толстой писал: «Воспитывая, образовывая, развивая, или как хотите действуя на ребен­ ка, мы должны иметь и имеем бессознательно одну цель: достигнуть наибольшей гармонии в смысле правды, красоты и добра». Не случайно автор программы поставил цель: через приобщение к миру музея, музейной культуре развивать личность учащихся, вклю­ чая развитие их мышления, творческих способностей, культуры чувст­ ва, нравственных качеств. Государственный мемориальный и природный заповедник «Му­ зей-усадьба Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"» обладает огромным потен­ циалом для личностного развития детей, воспитания музейной культу­ ры как части духовной культуры человека. Программа «Детские забавы» и опирается на эти возможности музея. Она состоит из четырех разделов: 1. Основы музееведения. 2. Методика музейного дела. 3. Л. Н. Толстой: черты великого образа. 4. Ясная Поляна - «колыбель и могила» Л. Н. Толстого. 223

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=