ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
.7. Н. ТОЛСТОЙ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА. МУЗЕИЛ. Я. ТОЛСТОГОВ РОССИИ Внесение подобных материалов в практику преподавания откры вает перспективы решения многих проблем интеграции уроков русско го языка и литературы, расширяет литературный кругозор учащихся, активизирует художественное восприятие ими литературы, а также развитие устной и письменной речи. Форма проведения занятий различна. На уроках литературы при изучении биографии и творчества писателя учащиеся смотрят ки но-, видеофильмы, слайды мест, связанных с его жизнью и творчеством. Затем на уроках русского языка по просмотренному материалу состав ляют устный рассказ или выполняют письменные работы. При изуче нии биографии писателя учитель на уроках русского языка проводит диктанты и изложения по готовым текстам, в которых говорится о ли тературных местах, биографии и творчестве писателя. Тексты диктантов и изложений должны быть рассчитаны на разные уровни общего, языкового и литературного развития школьников. Учи телю следует выбирать те, которые соответствуют возможностям дан ного класса. Важно и жанровое разнообразие текстов: повествование, описание, рассуждение. Существуют диктанты с грамматическим заданием и выбороч ные диктанты, объяснительные и творческие диктанты, письмо по па мяти, подготовительный диктант, подробные изложения, сжатое изложение, изложение с дополнительным заданием, изложения-миниа тюры. По характеру работы эти задания могут выполняться устно и письменно, быть классными и домашними, по цели - обучающими и контрольными. Интересно и перспективно использование мемуарной литературы в качестве текстов диктантов и изложений, традиционно используемой на уроках в устной форме. Этот эффективный методический прием способствует восприятию стиля и языковых форм соответствующего времени. Трудно переоценить значение толстовского наследия в русской культуре. Все, что связано с именем Льва Николаевича, дорого серд цу русского человека. Диктанты «Ясная Поляна», «Лев Толстой в Ясной Поляне», «По следнее пристанище», изложения «Ясная Поляна», «Музей-усадьба Толс того в Москве», «Родина нашего сердца», сочинения на темы «Мои впечатления от посещения музея Л. Н. Толстого», «Одна из экспозиций музея Л. Н. Толстого» —все это способствует внесению в социокуль турный опыт школьника освоения и нравственного осмысления значе ния такого феномена культуры, как Лев Николаевич Толстой. 221
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=