ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

.7. Н. ТОЛСТОЙ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА. МУЗЕИЛ. Я. ТОЛСТОГОВ РОССИИ Внесение подобных материалов в практику преподавания откры­ вает перспективы решения многих проблем интеграции уроков русско­ го языка и литературы, расширяет литературный кругозор учащихся, активизирует художественное восприятие ими литературы, а также развитие устной и письменной речи. Форма проведения занятий различна. На уроках литературы при изучении биографии и творчества писателя учащиеся смотрят ки­ но-, видеофильмы, слайды мест, связанных с его жизнью и творчеством. Затем на уроках русского языка по просмотренному материалу состав­ ляют устный рассказ или выполняют письменные работы. При изуче­ нии биографии писателя учитель на уроках русского языка проводит диктанты и изложения по готовым текстам, в которых говорится о ли­ тературных местах, биографии и творчестве писателя. Тексты диктантов и изложений должны быть рассчитаны на разные уровни общего, языкового и литературного развития школьников. Учи­ телю следует выбирать те, которые соответствуют возможностям дан­ ного класса. Важно и жанровое разнообразие текстов: повествование, описание, рассуждение. Существуют диктанты с грамматическим заданием и выбороч­ ные диктанты, объяснительные и творческие диктанты, письмо по па­ мяти, подготовительный диктант, подробные изложения, сжатое изложение, изложение с дополнительным заданием, изложения-миниа­ тюры. По характеру работы эти задания могут выполняться устно и письменно, быть классными и домашними, по цели - обучающими и контрольными. Интересно и перспективно использование мемуарной литературы в качестве текстов диктантов и изложений, традиционно используемой на уроках в устной форме. Этот эффективный методический прием способствует восприятию стиля и языковых форм соответствующего времени. Трудно переоценить значение толстовского наследия в русской культуре. Все, что связано с именем Льва Николаевича, дорого серд­ цу русского человека. Диктанты «Ясная Поляна», «Лев Толстой в Ясной Поляне», «По­ следнее пристанище», изложения «Ясная Поляна», «Музей-усадьба Толс­ того в Москве», «Родина нашего сердца», сочинения на темы «Мои впечатления от посещения музея Л. Н. Толстого», «Одна из экспозиций музея Л. Н. Толстого» —все это способствует внесению в социокуль­ турный опыт школьника освоения и нравственного осмысления значе­ ния такого феномена культуры, как Лев Николаевич Толстой. 221

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=