ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Г. А. Обернихина, Н. И. Пьянкова Москва МУЗЕЙ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ Формирование культуры речи как способа выражения восприятия культуры и ее ретрансляции является одной из важнейших задач совре менной школы. Здесь особое значение приобретает коммуникативная культура личности, одним из показателей которой является речь. Ком муникативные умения формируются на основе навыков, приобретае мых в ходе овладения языком на уроках русского языка и литературы, где учащийся осваивает социокультурное значение слова, учится гра мотно излагать свои мысли, передавать и воспринимать информацию различного характера. Формирование культуры речи и культуры обще ния неразрывно связаны между собой. Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, нормы построения вы сказываний, жанры функционально-смысловых типов осмысляются и ста новятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях особую роль играет культурно развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки. При этом важнейшим развивающим фактором может оказаться внесение в прак тику освоения учащимися социокультурного пласта текстов, связанных с литературными местами (литературные музеи, музеи-заповедники, мемориальные музеи, музеи-квартиры, музеи литературных героев и т. п.). В процессе освоения ребенком культуры музей занимает осо бое место, главное в этом процессе - общение через музейный экспо нат-подлинник, которое и происходит в основном на уровне восприятия. Результатом же выражения этого восприятия должна стать практика создания речевых и письменных текстов, адекватно раскрывающих про цесс восприятия и осмысления. Здесь с особой значимостью выступает роль учителя-словесника. Хорошо освоенная на уроках русского языка музейная лексика придает письменным работам учащихся соответ ствующий стиль изложения. Принципом отбора содержания должен стать принцип освоения школьниками текстов о жизни и творчестве великих русских писателей. Должна прослеживаться неразрывная связь с литературными местами нашей родины. 220
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=