ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Г. А. Обернихина, Н. И. Пьянкова Москва МУЗЕЙ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ Формирование культуры речи как способа выражения восприятия культуры и ее ретрансляции является одной из важнейших задач совре­ менной школы. Здесь особое значение приобретает коммуникативная культура личности, одним из показателей которой является речь. Ком­ муникативные умения формируются на основе навыков, приобретае­ мых в ходе овладения языком на уроках русского языка и литературы, где учащийся осваивает социокультурное значение слова, учится гра­ мотно излагать свои мысли, передавать и воспринимать информацию различного характера. Формирование культуры речи и культуры обще­ ния неразрывно связаны между собой. Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, нормы построения вы­ сказываний, жанры функционально-смысловых типов осмысляются и ста­ новятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях особую роль играет культурно развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки. При этом важнейшим развивающим фактором может оказаться внесение в прак­ тику освоения учащимися социокультурного пласта текстов, связанных с литературными местами (литературные музеи, музеи-заповедники, мемориальные музеи, музеи-квартиры, музеи литературных героев и т. п.). В процессе освоения ребенком культуры музей занимает осо­ бое место, главное в этом процессе - общение через музейный экспо­ нат-подлинник, которое и происходит в основном на уровне восприятия. Результатом же выражения этого восприятия должна стать практика создания речевых и письменных текстов, адекватно раскрывающих про­ цесс восприятия и осмысления. Здесь с особой значимостью выступает роль учителя-словесника. Хорошо освоенная на уроках русского языка музейная лексика придает письменным работам учащихся соответ­ ствующий стиль изложения. Принципом отбора содержания должен стать принцип освоения школьниками текстов о жизни и творчестве великих русских писателей. Должна прослеживаться неразрывная связь с литературными местами нашей родины. 220

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=