ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. И. ТОЛСТОЙ II МИРОВАЯ КУЛЬТУРА. МУЗЕИЛ. Н. ТОЛСТОГОВ РОССИИ С. Н. Барашкова, С. Ф. Желобцова Якутск УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ толстого И опыт ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МИРОВОЙ КЛАССИКИ ЯКУТСКИМ ТЕАТРОМ Универсальность Толстого и движение мирового театра к преодо­ лению классовых границ, стереотипов национального мышления. Диа­ лог культур в процессе возникновения феномена национального театра, формирование новой концепции искусства. Толстовский гума­ низм и философская концепция театра в духовном воспитании общест­ ва на рубеже веков. Этический манифест Л. Толстого и крушение идеи непротивле­ ния в произведениях писателей XX века. Современное звучание пьесы Б. Брехта «Добрый человек из Сычуани». Брехтовская притча, отражаю­ щая борьбу Добра и Зла, в контексте художественного мира олонхо. Повесть П. Ойунекого «Кудангса Великий»: парадоксы драмы Шен-Де и Шой-Да. Нравственные критерии, социальные параметры существо­ вания «доброго человека» в патриархальном обществе. Уроки Мастера: человек и мироздание в повести П. Ойунского. Традиции якутского фольклора в театральном осмыслении повествова­ тельного материала якутского писателя. Философичность символов Ма­ тери-природы в мистификации героя о судьбе народа Саха во временной протяженности. Монолог Кудангсы Великого как своеобраз­ ная форма тотемистического мышления. Психологический мир произведений: герой-жертва (Кудангса), герой-маска (Шен-Де). Гендерный аспект исследования человеческой жизни в ее единстве и противоречиях. Актуальность женских образов, мотивация поступков, природа чувств и мыслей героинь (Кудангса дочь, Шен-Де Янг-Сун) в постижении жизненной силы Вечного. От реаль­ ности - к человеческому бытию в масштабах мира. Новая социокультурная ситуация и универсальность Художника в утверждении общечеловеческих ценностей в литературе и искусстве XX века. Философская и эстетическая программа якутского театра, ре­ жиссерские открытия и поиски своего места в мировом театральном пространстве. 219

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=