ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ по созданию в образовании новых дисциплин, формирующих и разви­ вающих навыки рассказа и искусства общения в целом, названных П. А. Сорокиным в 1915 году «новой социальной педагогикой». Разработку этих отсутствующих в образовании, как утверждал Л. Н. Толстой, самых важных для жизни каждого человека дисцип­ лин он начал именно с поиска методов развития навыков рассказа и использования приемов рассказа в освоении детьми всего учебного материала. Вслед за Л. Н. Толстым к пониманию необходимости создания новых социально-педагогических дисциплин приходили П. А. Сорокин, И. П. Павлов и Б. Г. Ананьев. И. П. Павлов пришел к идее создания этих дисциплин, приняв предложение К. С. Станиславского на участие в разработке метода фи­ зических и словесных действий, заявив, что разработка этого метода через научно раскрываемые законы реалистического актерского мас­ терства должна начинаться не для целей искусства, а для решения медицинских и, самое главное, педагогических проблем. А разработку этого, также оставшегося нереализованным, метода К. С. Станислав­ ский начал с создания упражнений, основанных на принципах откры­ того Л. Н. Толстым театра рассказа. Б. Г. Ананьев своими фундаментальными открытиями доказал, что психическое развитие идет не по тем принципам, которые лежат в со­ временном образовании (игра, познание, труд), а в единстве труда, по­ знания и общения. И именно предметов, формирующих и развивающих навыки общения, основой которых является искусство рассказа, в об­ разовании не существует. Наши искания по реализации второго открытия Л. Н. Толстого чет­ верть века проводились на базе НИИ им. В. М. Бехтерева и продолжа­ ются Центром адаптации и развития человека. В итоге разработана новая ИНТЕГРАЛЬНАЯ акмеологическая и эдукологическая СОЦИ­ АЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, социально-педагогический тренинг, и мы готовимся к продолжению прерванных нами театральных исканий, иду­ щих на принципах открытого Л. Н. Толстым театра рассказа. 218

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=