ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ и, продолжая аккомпанемент, сразу придал моему голосу и словам вальса жизнь. <...> Позднее уже я узнала, что, аккомпанируя мне в этот вечер, Лев Николаевич загадал: «Ежели она возьмет хорошо эту финальную вы­ сокую ноту, то надо сегодня же передать письмо (он не раз прино­ сил с собой письмо, написанное сестре). Если возьмет плохо - не передавать». Меня позвали делать чай. Через несколько времени я видела, как Соня, с письмом в руке, быстро прошла вниз». Обязательным и непременно любимым танцем на европей­ ских и русских балах была и полька. Вопреки зачастую обманчивому сходству славянских языков, полька - это не польский («польский» - полонез), а... чешский танец (от народного выражения pul-ka - «полшага»). Исторически чешский народный танец полька приобрел в XIX ве­ ке всеевропейское, классическое звучание. Его исконные «полшажка» отражают характерную двигательную особенность танцевального дви­ жения в ритмическом (двухдольном, пунктированном, как бы под­ брасывающем) воплощении музыкальной ткани. В целях дефинитивной точности научная корректность требу­ ет конкретизации корреляции применения терминов «краеведение» и «культура». Рассмотрим как максимально возможные три позиции. 1. Синонимичность понятий, их совпадение, особенно в русле регионалистики (краеведение = региональная культура). 2. Многозначность понятия «культура» позволяет предположить «краеведение» ее частным вариантом, особенно в случае расширитель­ ного ее толкования. 3. Синтетичность понятия «краеведение» предопределяет обоб­ щающую его специфику не только по отношению к «культуре»: оно объемлет собою как, например, историю, так и иные дисциплины в их реализованно гуманистической направленности, в силу чего син­ тезирующий характер краеведения становится доминирующим. Специфический характер краеведения, по у тверж дению Н. Н. Тагильцевой, раскрывается, в частности, не как комплекс, а как синтез наук. В своей работе «Краеведение в системе наук» она под­ черкивает прежде всего его системность, «синтез наук, раскрывающих историю, культур <...> объединенных рядом специфических методов по­ знания, поиска распространения знаний и чувством сопричастности к судьбе изучаемого объекта (курсив мой. - О. Ф.)». 216

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=