ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

.7. И. ТОЛСТОЙ II МИРОВАЯ КУЛЬТУРА. МУЗЕЯМ. Н. ТОЛСТОГО В РОССИЯ Так, популярный в аристократической и, позже, в городской среде России уже самый жанр, например, «венского» вальса имеет, как тра­ диционно считается, австрийское происхождение. Однако оно чешское: многие славянские народные танцы со временем вырабатывают трех­ дольный ритмический рисунок, богемские же мотивы были нераз­ рывной составной частью музыкального быта Австрийской империи (танец «Sousedska» и другие). Интересен также баварский аналог лендлера (предшественника вальса) - народный танец «Schuhplattler», во время исполнения которо­ го девушки, в частности, кружатся на одном месте, опустив глаза. Ста­ бильно двоякие переводы «баварский = чешский» (первое привычнее, но не правильнее второго) позволяют подчеркнуть пограничное место­ расположение Баварии с Чехией и Австрией. В молодости вместе со своим приятелем - полковником Кирил­ лом Афанасьевичем Зыбиным (сослуживцем по Дунайской армии, виолончелистом и композитором-любителем) Лев Николаевич сочини- тельствовал. Душан Петрович Маковицкий (домашний врач Толстых, словак по происхождению) вспоминает, что их совместный «Вальс» был исполнен по просьбе С. И. Танеева Толстым и записан в Ясной По­ ляне 10 февраля 1906 года им и А. Б. Гольденвейзером (оба - профес­ сора Московской консерватории). Вспомним также яркое описание первого бала Наташи Ростовой и ее первый вальс (с Андреем Болконским). В контексте музыки ото привлекательно, точно и тонко подчеркивает обаятельные, в том числе и славянские, корни любимой толстовской героини. «Наташа смотрела на них и готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса. <...> Он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на вос­ торг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой. «Давно я ждала тебя», - как будто сказала эта испуганная и счаст­ ливая девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно». Сопоставим это с собственным решением Толстого о предложе­ нии Софье Андреевне, произошедшем... под вальс. Т. А. Берс-Кузмин- ская, оказавшаяся героиней вечера, вспоминала это так: «Я согласилась петь вальс и стала, по обыкновению, среди залы. <.„> Соня сбилась. Лев Николаевич, незаметно, как бы скользя, занял ее место 215

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=