ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ О. И. Филатова Тула ЧЕШСКАЯ КУЛЬТУРА И Л. Н. ТОЛСТОЙ В СВЕТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ Лев Николаевич Толстой неоспоримо является представителем мировой культуры, своими корнями неразрывно связанным со славян­ ской традицией, ее историей и современностью. Европейский ренессанс научной славистики в ее музыкальном прочтении актуализируется на рубеже XIX века как «чешская эмигра­ ция», породившая «чешский предклассицизм» и «чешское барокко». Как достижения художественной и культуральной богемистики в це­ лом следует особо очертить область музыкального краеведения в его деяниях на своих землях и за пределами оных. Чешская музыка в истории культуры закономерно представитель­ ствовала от западноевропейского художественного сознания в целом. Еще в XVIII веке чехи на своей территории и вне ее («чешская музы­ кальная эмиграция») заложили основы первого общеевропейского му­ зыкального языка - венского классического, актуального и по сей день (осознаваемо или нет). Музыкальная эпоха Льва Толстого охватывает собою именно сферу повсеместного распространения и культивирования этого музы­ кального строя, композиционных закономерностей, исполнительских традиций и интонационного словаря. По крайней мере, писатель сущ- ностно не воспринимал «новых веяний» начала XX века, негативно отзываясь о них как о зримых свидетельствах распада, опошления, де­ градации, «декаданса» искусства. Но и гармония музыки венского классицизма как исторически, так и в оценке Л. Н. Толстого не была монолитна. Блестящее «первое венское трио композиторов» - Гайдн, Моцарт, Бетховен - именно в последнем своем звене давало постоянные «сбои»: музыка «титана революции» слишком сильно воздействовала на ощущения. Однако в целом обращение к чешским корням венской классики музыкальной Европы дает - в отношении личности Льва Толстого - некоторые новые ракурсы, представляющиеся с культуральной точки зрения весьма продуктивными. Их освоение позволит, возможно, не­ сколько по-новому представить славянские аллюзии музыкально-крае­ ведческого аспекта жизни и творчества русского писателя. 214

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=