ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Я. ТОЛСТОЙ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА. МУЗЕИ Л. И. ТОЛСТОГО В РОССИИ рисунков самого Л. Толстого к роману Жюля Верна «80 дней вокруг света». С. Л. Толстой вспоминал: «Книга, по которой он читал, не была иллюстрирована, и он сам чертил к ней иллюстрации...». Его запис­ ная книжка 1852-1853 годов (период пребывания на Кавказе) хранит рисунки, которые явно связаны с «Казаками». Графика Л. Толстого по­ зволяет выйти к проблеме «рисующий писатель», достаточно актуаль­ ной для всего XIX века. Изучение рисунков литератора вскрывает еще один аспект взаимодействия разных видов искусства: участие изо­ бражения в возникновении словесных образов. Сравнение рисунков Л. Толстого с рисунками И. Тургенева, Ф. Достоевского помогает выявить их типологическую общность так же, как и уловить отли­ чия от художественного дилетантизма писателей первой половины XIX столетия. О заинтересованности Л. Толстого в наглядности «реша­ ющих душевных движений» свидетельствуют и особенности изобрази­ тельности словесных образов, когда он обращается к пластическому изображению внутренних переживаний. Более того, даже мысль писателя стремится быть зримой. Образ литератора, воссозданный И. Крамским, И. Репиным, Н. Ге,- следствие личных и творческих контактов. В каждом случае портрет вскрывает совершенно особый характер взаимодействия разных форм художественных деяний. Это и участие писателя самым непосред­ ственным образом в творческом процессе художника, о чем пишет И. Репин, и воссоздание творческой личности художника и самого про­ цесса его работы над полотном в «Анне Карениной». Не без влияния Н. Те Толстой задумывает статью «Что такое искусство?». Весь круг обозначенных проблем может найти отражение как в лекционном материале, так и на практических и лабораторных заня­ тиях по мировой художественной культуре. 213

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=