ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
Л. Я. ТОЛСТОЙ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА. МУЗЕИ Л. И. ТОЛСТОГО В РОССИИ рисунков самого Л. Толстого к роману Жюля Верна «80 дней вокруг света». С. Л. Толстой вспоминал: «Книга, по которой он читал, не была иллюстрирована, и он сам чертил к ней иллюстрации...». Его запис ная книжка 1852-1853 годов (период пребывания на Кавказе) хранит рисунки, которые явно связаны с «Казаками». Графика Л. Толстого по зволяет выйти к проблеме «рисующий писатель», достаточно актуаль ной для всего XIX века. Изучение рисунков литератора вскрывает еще один аспект взаимодействия разных видов искусства: участие изо бражения в возникновении словесных образов. Сравнение рисунков Л. Толстого с рисунками И. Тургенева, Ф. Достоевского помогает выявить их типологическую общность так же, как и уловить отли чия от художественного дилетантизма писателей первой половины XIX столетия. О заинтересованности Л. Толстого в наглядности «реша ющих душевных движений» свидетельствуют и особенности изобрази тельности словесных образов, когда он обращается к пластическому изображению внутренних переживаний. Более того, даже мысль писателя стремится быть зримой. Образ литератора, воссозданный И. Крамским, И. Репиным, Н. Ге,- следствие личных и творческих контактов. В каждом случае портрет вскрывает совершенно особый характер взаимодействия разных форм художественных деяний. Это и участие писателя самым непосред ственным образом в творческом процессе художника, о чем пишет И. Репин, и воссоздание творческой личности художника и самого про цесса его работы над полотном в «Анне Карениной». Не без влияния Н. Те Толстой задумывает статью «Что такое искусство?». Весь круг обозначенных проблем может найти отражение как в лекционном материале, так и на практических и лабораторных заня тиях по мировой художественной культуре. 213
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=