ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ развития - человек, обеспечение реальных условий для его плодотворной жизнедеятельности, благополучия, счастья. Л. И. Решегова Тула ТЕМА «Л. ТОЛСТОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В КУРСЕ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Толстовская тема органично вписывается в курс мировой художе ственной культуры, давая материал для разговора о художественном движении в России второй половины XIX века в целом и обозначая региональный аспект в изучении культуры. В 40-е годы, когда Л. Толстой заявляет о себе как писатель, по на блюдению Д. Сарабьянова, «...происходит сближение разных видов художественного творчества под эгидой и при первенстве литерату ры». Следующие десятилетия представили результаты этого сближе ния, обогатившего общую картину художественной культуры второй половины XIX века. Ее изучение дало возможность вскрыть принципы взаимодействия разных видов искусства, и прежде всего словесности и изобразительного творчества. Иллюстрации к произведениям литературы - первый сюжет, по зволяющий проследить характер взаимоотношений Л. Толстого с изо бразительным искусством. Графические серии М. Башилова к «Войне и миру», Л. О. Пастернака к «Воскресению» рождались при активном влиянии автора романов. Художники учитывали Зрительные представ ления Л. Толстого о персонажах, его требования к иллюстрации в прин ципе. Иллюстрированная Е. Лансере повесть «Казаки» может быть рассмотрена как феномен книжного искусства, пример синтеза слова и изображения. Заинтересованное отношение писателя к иллюстрациям искус ствовед Г. Поспелов трактует как ощущение Толстым «недостатка наглядности в изображении решающих душевных движений» в лите ратурном произведении. Очевидно, это осознание «недостатка нагляд ности» имело место, свидетельством чего можно считать появление 212
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=