ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ - ХУДОЖНИК И. Ф. Салманова Борисоглебск ТОЛСТОЙ - ХУДОЖНИК И МЫСЛИТЕЛЬ В РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОМ ТРАКТАТЕ «О ЖИЗНИ» В письме к В. Г. Черткову от 25 апреля 1887 г. Л. Н. Толстой писал: «Я все работаю над жизнью и смертью, и что дальше, то яснее. Эта работа для меня ступень, на которую взбираюсь. Во время работы этой приходят мысли из этой же работы, которые могут быть выражены толь­ ко в художественной форме, и когда кончу иди перерву, Бог даст, то и напишу...» (Толстой Л. Н. Поли. собр. соч. Т. 26. С. 763). Это высказы­ вание Толстого позволяет рассматривать религиозно-философский трак­ тат «О жизни» (1886-1887) с двух точек зрения: во-первых, как «ступень» к новым художественным открытиям, во-вторых, как целостную струк­ туру, воплотившую своеобразие творческого мышления писателя. Жизнь человеческая есть «подчинение животной личности законам разума» (т. 26, с. 360) - такова излюбленная формула жизни, повто­ ряемая в трактате «О жизни» множество раз. Вариации толстовского определения жизни, кажущиеся универсальными и не подлежащими сомнению, проходят через характерный для писателя лабиринт проти­ воречивых размышлений. Толстой слишком искушен в «диалектике души», склонен к художественному мировосприятию, чтобы заявлен­ ное им понимание жизни оставалось статичным и не наполнялось каж­ дый раз новыми смысловыми и эмоциональными оттенками. Выстра­ ивая в трактате идеалистическую модель мироздания на основе своего религиозно-этического учения, Толстой по-прежнему остается худож- ником-диалектиком, не забывающим о сложной психологической при­ роде человека. Состояние раздвоенности, или, по-толстовски, «основное противо­ речие человеческой жизни», - своеобразный центр трактата, средоточие морально-этических, философских, эстетических антиномий: жизни и смерти, плоти и духа, движения и статики, индивидуальности и все­ общности и т. д. Творческая мысль Толстого здесь еще более отчетливо, чем в «Исповеди», развивается по отношению к этому центру в диамет­ рально противоположных направлениях: с одной стороны, мыслитель, 21

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=