ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ судя по приводимым афоризмам, предпочтение отдается ручному, зем ледельческому видам труда. Сконструированный каркас понятийного поля «труд» воссоздает в целом общенациональные представления о труде. В, И. Убийко Уфа О ЯЗЫКОВОЙ ФУНКЦИИ ДУХОВНОГО ОБЩЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ «ДНЕВНИКОВ» Л. Н. ТОЛСТОГО) На наш взгляд, рассматривая язык как первооснову культуры, не обходимо особо выделить языковую функцию духовного общения. Эта функция, непосредственно взаимодействуя с когнитивной, комму никативной, интерпретирующей, номинативной, модально-оценочной и эстетической функциями языка, направлена на установление единства духа между писателем и читателем в условиях опосредованной комму никации. Проявление этой языковой функции часто почти невозможно уловить. В первую очередь это объясняется фрагментарностью и дис кретностью лингвистического подхода к изучению языка художествен ных произведений. Между тем современные исследования в этом направлении уже вышли на глобальный уровень концептосферы (Д. И. Лихачев, Ю. С. Степанов). И в этом смысле грядет новая интеграция лингвистики и литературоведения, начавшаяся еще в трудах А. Лосе ва и В. Бахтина. Наиболее отчетливо языковая функция духовного общения, на наш взгляд, проявляется в таком стилевом жанре, как дневники, пись ма. мемуары. Они наиболее ценны тем, что, отражая процесс духовного самопознания и саморазвития личности писателя, то есть внутрен нюю работу его духа, одновременно проецируются на две перспективы; на перспективу художественного произведения и на перспективу непо средственного интуитивного постижения глубинных основ внутренне го мира человека. Дневники Л. Н. Толстого достойны особого внимания потому, что факты внутренней духовной жизни, кажущиеся разрозненными на пер вый взгляд, при концептуальном анализе сливаются воедино и состав ляют панорамную картину размышлений о константах человеческой 206
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=