ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ судя по приводимым афоризмам, предпочтение отдается ручному, зем­ ледельческому видам труда. Сконструированный каркас понятийного поля «труд» воссоздает в целом общенациональные представления о труде. В, И. Убийко Уфа О ЯЗЫКОВОЙ ФУНКЦИИ ДУХОВНОГО ОБЩЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ «ДНЕВНИКОВ» Л. Н. ТОЛСТОГО) На наш взгляд, рассматривая язык как первооснову культуры, не­ обходимо особо выделить языковую функцию духовного общения. Эта функция, непосредственно взаимодействуя с когнитивной, комму­ никативной, интерпретирующей, номинативной, модально-оценочной и эстетической функциями языка, направлена на установление единства духа между писателем и читателем в условиях опосредованной комму­ никации. Проявление этой языковой функции часто почти невозможно уловить. В первую очередь это объясняется фрагментарностью и дис­ кретностью лингвистического подхода к изучению языка художествен­ ных произведений. Между тем современные исследования в этом направлении уже вышли на глобальный уровень концептосферы (Д. И. Лихачев, Ю. С. Степанов). И в этом смысле грядет новая интеграция лингвистики и литературоведения, начавшаяся еще в трудах А. Лосе­ ва и В. Бахтина. Наиболее отчетливо языковая функция духовного общения, на наш взгляд, проявляется в таком стилевом жанре, как дневники, пись­ ма. мемуары. Они наиболее ценны тем, что, отражая процесс духовного самопознания и саморазвития личности писателя, то есть внутрен­ нюю работу его духа, одновременно проецируются на две перспективы; на перспективу художественного произведения и на перспективу непо­ средственного интуитивного постижения глубинных основ внутренне­ го мира человека. Дневники Л. Н. Толстого достойны особого внимания потому, что факты внутренней духовной жизни, кажущиеся разрозненными на пер­ вый взгляд, при концептуальном анализе сливаются воедино и состав­ ляют панорамную картину размышлений о константах человеческой 206

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=