ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

ЛИНГВИСТИКА Творческое наследие Л. Н. Толстого дает исключительную возмож­ ность для работы в этом направлении. Анализ знаменитого «Кру­ га чтения», где собраны и расположены «на каждый день Л. Н. Толстым мысли многих писателей об истине, жизни и поведении», позволит вос­ создать яркую картину миропонимания не только великого художника, но и крестьянского мира, просветительски настроенной интеллиген­ ции, выразителем идей которых был Л. Н. Толстой. В этом выступлении будет проанализирован концепт «труд», ко­ торый также нашел отражение в «Круге чтения». Рубрика «труд» фигурирует в сборнике 7 раз. Это сравнительно немного, однако подача мыслей о труде проводится составителем регу­ лярно, в каждое время года, что лишний раз косвенно подчеркивает значимость труда для человека. Афоризмы, подобранные для чтения в определенный день, пода­ ются в публицистико-дидактических традициях: тезис, сформулирован­ ный Л.Н.Толстым, аргументы, мысли философов, литераторов и т. п., вывод, опять же принадлежащий составителю. Для подтверждения своих мыслей писатель привлекает выдержки из древней восточной (Магомет, Саади, Заратуштра), римской (Марк Аврелий) литературы, из трудов писателей эпохи Возрождения и Нового времени (Мон- тень, Руссо), американских и английских экономистов, социологов, искусствоведов (Рескин, Джордж, Карлейль), русских крестьян (Бон­ дарев). Список «оппонентов» Толстого, как видим, имеет широкие хронологические и социальные рамки, чем составитель лишний раз подтверждает, что сказанное в этих рубриках имеет место всегда, для всех - для людей любого социального положения, вероисповеда­ ния, национальности. Каково же концептуальное содержание рубрик «труд» в «Круге чтения»? Все концепты, выделенные Л. Н. Толстым, имеют нравствен­ ную ориентацию (свобода, воздержание, смерть, соблазн, богатство и др.) и генетически восходят к двум центральным. Концепт «труд», как и ряд других, произведен от концепта «добро» и противопоставлен концепту «зло». В свою очередь, концепт «труд» выполняет организа­ ционную функцию для ряда концептов: «смысл жизни», «нравствен­ ность», «отдых», «свобода», «счастье». Если человек трудится, то все концепты получают знак «плюс», а если нет - «минус». Однако, как показывает анализ понятийной ткани афоризмов, можно трудиться, но при этом не совершать блага. Отсюда концепт « труд» как бы расщепляется на две части: «настоящий» и «ненастоящий». Критерием для распреде­ ления здесь выступает объект и характер труда. Заметим также, что, 205

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=