ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ из-за его бесчестного поведения по отношению к Наташе Ростовой (эмо ция - гнев/ярость; факторные признаки активность, неудовольствие, отталкивание); третий - финальный внутренний монолог умиротво ренного Пьера (эмоция - счастье/умиротворение; факторные признаки - пассивность, удовольствие, принятие). Компьютерный анализ фонетических транскрипций этих моноло гов с точки зрения акустических характеристик звуков дает следую щие результаты: 1) динамика вокальных звуков (60 %, 62 %, 64 %) связана с возрастанием принятия и пассивности в эмоциональном состоянии героя; 2) увеличение процента консонантных звуков (56 %, 57 %, 59 %) соответствует переходу от принятия к отталкиванию в эмоциональном состоянии; 3) преобладание прерванных звуков (22 %, 23 %, 27 %) свя зано с отталкиванием и неудовольствием в эмоции гнев/ярость; 4) вы сокое содержание глухих звуков (20 %, 23 %, 25 %) также соотносится с отталкиванием в эмоциональной сфере героя. Эти результаты соответствуют данным об эмоциональной семан тике русских звуков, полученным ранее в ходе других исследований. Таким образом, акустический звуковой рисунок речи персонажей Л. И. Толстого (в данном случае - конкретно Пьера Безухова) опре деляется эмоциональной ситуацией. Устанавливается взаимная зависи мость между акустическим рисунком речи героев и эмоциональной ситуацией. А значит, определенные звуковые (акустические) характе ристики могут давать информацию об эмоциональной модальности речи персонажей Л. Н. Толстого. Т. Д . Т риф он о в а Тула ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОЛЬ ОДНОЙ СТРУКТУРНОЙ ГРУППЫ ДЕРИВАТОВ В РОМАНАХ Л. Н. ТОЛСТОГО Лексическое разнообразие языка художественных произведений Л. Н. Толстого широко известно. В них можно встретить слова раз личной внешней и внутренней формы. Языку Толстого свойственна чет кость, обоснованность и глубокая продуманность словоупотребления. 202
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=