ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

ЛИНГВИСТИКА Д. А. Романов Тула ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ МОДАЛЬНОСТИ В РЕЧИ ПЕРСОНАЖЕЙ Л. Н. ТОЛСТОГО Субъективная эмоциональная модальность является неотъемле­ мым атрибутом речи героев в произведениях Л. Н. Толстого. Имеет смысл говорить об особом эмоциональном сюжете, существующем на­ ряду с событийным развитием действия, в каждом романе великого писателя. Традиционные характеристики толстовских персонажей обя­ зательно строятся с учетом их эмоциональных реакций (как внеш­ них, так и внутренних), т. е. эмоционального строя коммуникативной и «внутренней» речи героев. Толстой использует в речи персонажей весь спектр языковых воз­ можностей выражения эмоциональной модальности: 1) различ­ ные лексические средства (оценочные, «окрашенные» слова; стили­ стически маркированные лексемы; слова социально ограниченных сфер употребления); 2) морфологические средства (междометия, модальные вводные слова, различного рода частицы); 3) синтаксические, инто­ национные средства (особое построение предложений, инвертиро­ ванный порядок слов, варьирование интонационного рисунка, гра­ дации и под.). Фонетический строй речи героев произведений Л. Н. Толстого может быть рассмотрен как дополнительный, но весьма существенный спо­ соб реализации эмоциональной модальности. Для этого необходимо взгля­ нуть на произведения Толстого с точки зрения фоносемантики. Нами предлагается статистический метод изучения звукового строя эмоциональных монологов героев Толстого. Этот метод в сово­ купности с факторной классификацией эмоциональных состояний че­ ловека дает достаточно интересные и устойчивые результаты. Как первичная и довольно наглядная иллюстрация может быть использовано сопоставление звукового облика трех монологов Пьера Безухова из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Каждый из них про­ износится героем в различных эмоциональных ситуациях: первый - на пароме в обществе князя Андрея, к судьбе которого проявляет ин­ терес и за которого волнуется Пьер (эмоция - интерес/волнение; фак­ торные признаки - активность, удовольствие, принятие); второй - во время ссоры с Анатолем Курагиным, на которого Пьер гневается 201

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=