ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Кроме этого изначального тяготения писателя к категориям худо жественным, образы и образные мотивы в «нехудожественных» жанрах необходимы ему для выполнения определенных задач. Толстой-автор религиозных и философских трактатов обращается не к избранному кругу читателей, а к читателю массовому, ему свойственно желание «просветить» как можно больше людей, свидетельством чему служат и переложения работ на более простой, понятный язык. Для того чтобы сделать смысл логического рассуждения более доступным, Толстой при бегает к некоторым художественным приемам, в основном сравнениям. Например, в «Исповеди» он утверждает, что «жизнь мира совершается по чьей-то воле», и для того чтобы понять смысл этой воли, необходи мо «прежде всего исполнять ее» (23, 42). Чтобы убедить читателя в своей правоте, он приводит бытовое сравнение, смысл которого ясен любому трудящемуся человеку: человек, начинающий исполнять без рас- суждений волю Бога, сравнивается им с нищим, которого «привели в крытое место прекрасного заведения, накормили, напоили и застави ли двигать вверх и вниз какую-то палку» (23,43). Как этот облагодетель ствованный нищий, переходящий от «низшего дела к высшему», в конце концов поймет смысл своего дела, «устройство всего заведения» (23, 43) и с радостью будет участвовать в нем, так и человек осознает разум ность устройства мироздания и поймет смысл своей жизни. Сквозь бытовой план этого сравнения проступает онтологический, в котором Толстой соотносит Бога с хозяином, а человека с работником. Художест венные образы оформляют его религиозно-философское восприятие от ношений Бога и человека. Обращение Толстого к символическим образам в процессе опре деления философских идей, весомость этих образов, их чисто художест венное начало и связь с образно-символической системой художест венных произведений свидетельствуют о том, что Толстой всегда оставался художником. Примечания [1] Толстой Л. Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. Юбил. изд. Т. 23. С. 518 (Далее ссылки на это издание приводятся в тексте. Первая цифра обозна чает том, вторая - страницу.) [2] Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 164. 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=