ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ (с. 33) [3])); Аким (разг. к Иаким, др.-евр. Yidm&gim, т. е. Яхве (бог) воздвигает), именно Аким выступает как проповедник идей писателя; Анисья. Используются имена, употребляемые среди всех классов и со словий (Петр, Никита). Особняком стоит имя Марина. Толстовская драма раскрывала перед зрителем крестьянскую жизнь как она есть, поэтому выбор «крестьянских» имен не является случайным. Жанр художественного произведения, характер содержания пье сы «Власть тьмы» определили широкое использование неофициаль ных форм имени: Акулька (Анисья: А мне тоже от Акульки нельзя. Дура-дура, а тоже подсматривает, караулит (с. 47)); Анютка (Петр: Пошла, что ль, Анютка-то? (с. 52)); Петрунька (Муж Марины: Иди, говорю. Выпьешь стаканчик, Пет ру нькю шельмеца проздравишь (с. 99)); Анисьюшка (Кума: Ох, скучно, чай, тебе Анисьюшка? (с. 48)); Машутка (Анютка: И ситец же нарядный. У Машутки такой, толь ко тот светлее (с. 71)). Некоторые персонажи имеют несколько неофициальных форм имени. Так, форма «Никита» употребляется крайне редко (Акулина: А пес ты, Никита (с. 43)). Гораздо чаще используются формы: Микита (наиболее частотная, просторечная форма имени) (Петр: Микита, а Ми кита! Оглох! (с. 27)), Микитка (Анюта: к Микитке отец с матерью при шли (с, 29)), Микишка (так чаще зовут его родители) (Аким: Выходит, значит, так, примерно на тебя, Микишка, жалоба, жалоба значит (с. 42)), Никитка (Аким: А выходит, значит, нас с сыном Никиткою. С Никиткою, значит, нас (с. 36)), Никитушка (Анисья: Ох, Никитушка! За сестрою ведь послал, ей отдать хочет (с. 55)). Выстраивается синонимический антропонимический ряд: Микита (доминанта ряда, наиболее употребительное), Микишка, Микитка, Никита, Никитушка. Такой же синонимический антропонимический ряд другого действующего лица: Маринка, Марина, Маришка, Ма- ринушка (Никита (видит Марину, узнает): Марина! Друг любезный, Маринушка! (с. 97); Никита: Маринка?! Очень она мне нужна! Мало их вешаются-то! (с. 31); Анисья: Что же, Маришка-то хоро шо живет? (с. 68)). На выбор и закрепление той или иной формы имени персонажа ока зывают влияние возраст, положение, внешность героя, характер имену емых. Каждая форма имени несет оттенок экспрессии, помогает выразить то или иное отношение к персонажу. Так, суффикс -к- выра 192
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=