ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ (с. 33) [3])); Аким (разг. к Иаким, др.-евр. Yidm&gim, т. е. Яхве (бог) воздвигает), именно Аким выступает как проповедник идей писателя; Анисья. Используются имена, употребляемые среди всех классов и со­ словий (Петр, Никита). Особняком стоит имя Марина. Толстовская драма раскрывала перед зрителем крестьянскую жизнь как она есть, поэтому выбор «крестьянских» имен не является случайным. Жанр художественного произведения, характер содержания пье­ сы «Власть тьмы» определили широкое использование неофициаль­ ных форм имени: Акулька (Анисья: А мне тоже от Акульки нельзя. Дура-дура, а тоже подсматривает, караулит (с. 47)); Анютка (Петр: Пошла, что ль, Анютка-то? (с. 52)); Петрунька (Муж Марины: Иди, говорю. Выпьешь стаканчик, Пет­ ру нькю шельмеца проздравишь (с. 99)); Анисьюшка (Кума: Ох, скучно, чай, тебе Анисьюшка? (с. 48)); Машутка (Анютка: И ситец же нарядный. У Машутки такой, толь­ ко тот светлее (с. 71)). Некоторые персонажи имеют несколько неофициальных форм имени. Так, форма «Никита» употребляется крайне редко (Акулина: А пес ты, Никита (с. 43)). Гораздо чаще используются формы: Микита (наиболее частотная, просторечная форма имени) (Петр: Микита, а Ми­ кита! Оглох! (с. 27)), Микитка (Анюта: к Микитке отец с матерью при­ шли (с, 29)), Микишка (так чаще зовут его родители) (Аким: Выходит, значит, так, примерно на тебя, Микишка, жалоба, жалоба значит (с. 42)), Никитка (Аким: А выходит, значит, нас с сыном Никиткою. С Никиткою, значит, нас (с. 36)), Никитушка (Анисья: Ох, Никитушка! За сестрою ведь послал, ей отдать хочет (с. 55)). Выстраивается синонимический антропонимический ряд: Микита (доминанта ряда, наиболее употребительное), Микишка, Микитка, Никита, Никитушка. Такой же синонимический антропонимический ряд другого действующего лица: Маринка, Марина, Маришка, Ма- ринушка (Никита (видит Марину, узнает): Марина! Друг любезный, Маринушка! (с. 97); Никита: Маринка?! Очень она мне нужна! Мало их вешаются-то! (с. 31); Анисья: Что же, Маришка-то хоро­ шо живет? (с. 68)). На выбор и закрепление той или иной формы имени персонажа ока­ зывают влияние возраст, положение, внешность героя, характер имену­ емых. Каждая форма имени несет оттенок экспрессии, помогает выразить то или иное отношение к персонажу. Так, суффикс -к- выра­ 192

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=