ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
Л. Я. ТОЛСТОЙ - ХУДОЖНИК виях жить» (12,48). Насколько важен этот мотив Толстому в «Исповеди», говорит вынесение его первым пунктом в плане. Здесь он возникает применительно к самому автору, переживающему те же страдания, ко торые он выразил в своем герое Константине Левине. Стоящий вторым пунктом плана мотив страдания и смерти подан в ис ключительно эмоционально-художественном ключе, необходимом автору для утверждения идеи о бессмысленности прожитой им жизни. Он дополнен мотивом смертельной болезни, служащим той же цели. Одним из самых излюбленных символических образов Толстого является и третий пункт плана - «Гора - пропасть», являющийся как бы зрительным продолжением мотива «остановки жизни». Существование, не имеющее смысла, представлено как путь, не имеющий цели, который заводит на гору, где движение вперед прекращается само собой: под ней расстилается пропасть, и дальнейшее движение в принципе невозможно. Пропасть в этой неизменной паре символизирует смерть. Четвертый пункт - «Ужас путника» - отправляет нас к символичес кой притче - «восточной басне про путника, застигнутого в степи разъ яренным зверем» (23,13). В ней все детали носят символический характер, причем основывается она на предшествующем образе - пропасти, которая трансформируется в «безводный колодец» (в основе обоих образов лежит глубокое пустое пространство, над которым останавливается путник - человек, бессмысленно бредущий по жизни). Однако если в первом, основном образе смерть предстает именно в виде пропасти, то в притче символические образы усложняются, «устрашняются» и конкретизи руются. В тяготении Толстого к притчевому высказыванию усматривает ся проявление художественного типа его мышления. Последующие пункты плана представляют собой вехи жизненного пути автора и содержат обращение к его личному опыту. Из проведенного сопоставления логического и художественного начат на стадии создания писателем плана «Исповеди» явствует, что «костяк» философско-публицистического произведения Толстому видит ся прежде всего в художественных образах, которые выступают в качестве «опорных сигналов» к его идеям: мотив «остановки жизни» представляет собой опорный сигнал к идее о безусловном существовании неуничтожи мого смертью смысла бытия; образ «горы - пропасти» - сигнал к идее о неизбежности переоценки ценностей; мотив света - к идее о реальнос ти иной, осмысленной жизни, и так далее. Особенно интересно отме тить, что в связке «образ - идея» для Толстого-мыслителя на первом плане стоит художественный образ. 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=