ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

ЛИНГВИСТИКА например: «И в ту же минуту Пьер почувствовал, что Элен не толь­ ко могла, но должна быть его женою, что это не может быть иначе. Он знал это в эту минуту так же верно, как бы он знал это, стоя под вен­ цом с нею»; «Пьер... чувствовал себя сразу старым другом. Они все уже любили его». Глагол чувствовать может употребляться как синоним глагола непосредственного восприятия видеть'. «Но он [Пьер] чувствовал, что занятия его ни на шаг вперед не продвигают дела». Чувство рассматривается Л. Толстым как равноправная с мыслью форма познания, а их сопряженность - как эквивалент истины. В мо­ менты, когда сфера ratio получает самостоятельное функциони­ рование и оказывается оторванной от сферы эмоций, нарушается цельность героя. В подобном состоянии герои совершают поступки, о которых потом сожалеют (сватовство Пьера); это состояние свойст­ венно героям в кризисные периоды их жизни (князь Андрей на Аустер- лицком поле). Значения слов думать, мысль, достаточно цельные в обычном языке, в мире Толстого расщепляются. У каждого из названных слов формируется два значения: 1) «мысль-чувство», 2) «чистая деятельность рассудка, абстрактное мышление». Цельность героев Л. Н. Толстого связана с существованием единой, нерасчлененной области мысли/чувства. В. Г. Маслов Шуя ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИЧЕСКАЯ КАНВА ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «КАЗАКИ» Над «Казаками» Л. Н. Толстой работал с перерывами свыше десяти лет (1853-1863). Основа повести автобиографична. В четвертой главе читаем: «Очень, очень давно предки их, старо­ веров, бежали из России и поселились за Тереком, между чеченцами на Гребне, первом хребте лесистых гор Большой Чечни. Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев; но удержали и там во всей прежней чистоте русский язык и старую веру... Щегольство в одежде состоит в подра­ жании черкесу... Молодец казак щеголяет знанием татарского языка 189

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=