ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ метов. Именно поэтому учебники великого писателя должны стать на­ стольными книгами любого педагога. Г. В. Макович Челябинск СООТНОШЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО В МЫШЛЕНИИ ГЕРОЕВ Л. Н. ТОЛСТОГО Для реконструкции особенностей художественного мира Л. Н. Тол­ стого, проникновения в его творческую лабораторию и сущность представленных им персонажей важно проследить соотношение ра­ ционального и эмоционального начал в мышлении героев. Л. Н. Толстой использует разные способы изображения своих ге­ роев: он описывает их с позиции стороннего наблюдателя, получая в качестве результата некий видео- и/или аудиоряд, или «изнутри», втор­ гаясь в область идеальную - психический мир героев. Воссоздавая внутренний мир героев, писатель акцентирует внимание на чувствен­ ном характере восприятия ими действительности. На чувственном уровне происходит восприятие людей, событий, экономических ка­ тегорий, даже собственного сознания, например: «...он [Пьер] чувство­ вал себя гораздо менее богатым, чем когда он получал свои десять тысяч от покойного графа. В общих чертах он смутно чувствовал сле­ дующий бюджет...»; «Первое время своего пребывания в Петербурге князь Андрей почувствовал весь свой склад мыслей, выработавшийся в его уединенной жизни». При подобном восприятии мира имеет место нерасчлененность, слиянность чувственного и рационального познания. Глагол чувствовать в большинстве случаев эксплицирует у Толстого модус знания: «Он чувствовал, что от того, что он скажет сейчас, будет зависеть вся даль­ нейшая судьба его». Эквивалентность глаголов чувства и мысли под­ черкивается контекстом: традиционным для стиля Толстого является следование за высказыванием с глаголом чувства, высказыванием, в ко­ тором модус знания эксплицируется глаголом мысли, или исполь­ зование высказываний с неэксплицированным модусом знания, 188

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=