ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ метов. Именно поэтому учебники великого писателя должны стать на стольными книгами любого педагога. Г. В. Макович Челябинск СООТНОШЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО В МЫШЛЕНИИ ГЕРОЕВ Л. Н. ТОЛСТОГО Для реконструкции особенностей художественного мира Л. Н. Тол стого, проникновения в его творческую лабораторию и сущность представленных им персонажей важно проследить соотношение ра ционального и эмоционального начал в мышлении героев. Л. Н. Толстой использует разные способы изображения своих ге роев: он описывает их с позиции стороннего наблюдателя, получая в качестве результата некий видео- и/или аудиоряд, или «изнутри», втор гаясь в область идеальную - психический мир героев. Воссоздавая внутренний мир героев, писатель акцентирует внимание на чувствен ном характере восприятия ими действительности. На чувственном уровне происходит восприятие людей, событий, экономических ка тегорий, даже собственного сознания, например: «...он [Пьер] чувство вал себя гораздо менее богатым, чем когда он получал свои десять тысяч от покойного графа. В общих чертах он смутно чувствовал сле дующий бюджет...»; «Первое время своего пребывания в Петербурге князь Андрей почувствовал весь свой склад мыслей, выработавшийся в его уединенной жизни». При подобном восприятии мира имеет место нерасчлененность, слиянность чувственного и рационального познания. Глагол чувствовать в большинстве случаев эксплицирует у Толстого модус знания: «Он чувствовал, что от того, что он скажет сейчас, будет зависеть вся даль нейшая судьба его». Эквивалентность глаголов чувства и мысли под черкивается контекстом: традиционным для стиля Толстого является следование за высказыванием с глаголом чувства, высказыванием, в ко тором модус знания эксплицируется глаголом мысли, или исполь зование высказываний с неэксплицированным модусом знания, 188
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=