ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

ЛИНГВИСТИКА ные петитом буквы, указывающие на орфоэпические нормы, подсказы­ вающие ученику, как следует произносить тот или иной звук: ...что ...; ...родился не хлъоъ... Толстой стремился остановить внимание учащихся на различных грамматико-орфографических явлениях русского языка и тем самым помогал им производить элементарные языковые наблюдения: грибы, лъса, хлъба, другу, рада-бы... Л. Н. Толстой подчеркивал, что «уменье правильно произносить и писать буквы состоит в знании некоторых особенностей произно­ шения и в знании изменений в произношении того же слова, завися­ щих от различных грамматических форм и от принятого говора». Таким образом, Толстой указывает на необходимость того, что следует учи­ тывать влияние письма и говора при обучении литературному произ­ ношению. Например: Вдовей участи не завидуй — представители южнорусских говоров могут произнести «вдо[в’а]]», поэтому препо­ даватель должен обратить внимание на эту особенность. Толстой выде­ ляет окончание жирным шрифтом и по этой причине. Он указывает в методических указаниях «Для учителя», что говор - это один из двух источников (2-й источник - письмо), приводящий к отступлению от ли­ тературных норм в произношении, поэтому учителю важно знать осо­ бенности местного говора. Следует отметить, что Толстой обращает особое внимание на час­ тотность столкновения ученика с одной и той же орфограммой, а также продолжает заботиться о культуре речи детей и в той части «Азбуки», которая посвящена арифметике, - рекомендует учителю заставлять учеников выговаривать числа правильно. «Новая азбука» Л. Н. Толстого - учебник, главная задача которого - предложить эффективную методику обучения детей чтению и письму. С этой целью Толстой сначала подбирает все слова, которые понятны ученику, слова, которые произносятся так, как пишутся, ставит ударе­ ние над словами, стремится к тому, чтобы ученик понимал значение каждого прочитанного слова и мог бы писать его под диктовку. В «Азбуке» и «Новой азбуке» Л. Н. Толстой реализовал идеи ор­ тологии. Обучение литературному произношению школьников в воз­ расте от 7 лет и выше, когда произносительные навыки особенно легко усваиваются, обозначает, что завтра будет общество с более вы­ сокой речевой культурой. Это должна учитывать и современная школа. Ученику следует слышать правильное произношение не только от учи­ теля русского языка и литературы, но и от преподавателей других пред­ 187

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=