ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ восприятие им своего дома, семьи, общества. И это очень тесно связы вает автора и читателя. Эти особенности ярко проявляются и в интона ционном оформлении устно звучащих текстов. Стилистическое и жанровое многообразие текстов Л. Н. Толстого позволяет включать их в учебно-воспитательный процесс с самого ран него возраста ребенка и использовать разнообразные формы: чтение вслух родителями, чтение ребенком, а потом учеником и студентом, чтение преподавателем, прослушивание и анализ чтения мастеров ху дожественного слова, чтение с заданной интонацией, оценка самостоя тельно предложенных учащимися интонационных вариантов текстов. Следует отметить родственную близость полифонии языка Л. Н. Толстого со сложным духовным миром русской классической музыки, воплощенным в симфоническом и концертном творчестве П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и многих других русских компо зиторов - современников и единомышленников Л. Н. Толстого. Это не обходимо учитывать в процессе обучения пониманию и озвучиванию художественных текстов Л. Н. Толстого. (Сообщение иллюстрируется от рывками из произведений Л. Н. Толстого.) О. В. Ломакина Тула ТИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ В ПИСЬМАХ Л. Н. ТОЛСТОГО Известно, что источником обогащения фразеологии языка явля ются литературные цитаты, высказывания исторических деятелей, философские суждения. Так, в литературный язык входят «семантичес ки цельные образования, отличающиеся устойчивостью, используемые в экспрессивной и познавательной функции» (Л. А. Гладышева). Мы (вслед за В. В. Виноградовым и Л. И. Ройзензоном) подобные оборо ты будем называть крылатыми выражениями (КВ). Анализируя подобные единицы, можно выделить следующие типы использования писателем КВ: 1) без изменения плана содержания и плана выражения: «А все деятели - рабы самих себя и событий... Glaubst zu schieben and wirst geschobem (письмо В. П. Боткину, январь 1858 г.) [60, 249]. KB Glaubst 184
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=