ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
ЛИНГВИСТИКА турно и системно), даже вне художественного творчества. Интонация спо собствует смысловому расчленению текста на синтагмы, вы- делению зна чимых единиц членения речевого потока, выражению степени смысловых связей отдельных частей высказывания, разграничению главной и вто ростепенной информации, акцентному выделению наиболее значимых частей (так называемое «логическое ударение», «актуальное членение» и т. п.), выражению семантики завершенности-незавершенности, обо значению коммуникативного типа высказывания (различение вопроса - сообщения - побуждения оценки), выражению эмоциональных и сти листических различий текста, модального отношения к высказыванию. Анализ ритмико-интонационного оформления текста может про водиться на разных теоретических основаниях, с использованием раз личных интонационных теорий. В основу настоящего сообщения положена «фонологическая теория русской интонации» (Е. А. Брызгу- нова), согласно которой интонация понимается как парадигматическая система самостоятельных и взаимосвязанных интонационных средств выражения значения звучащего высказывания (типа интонационной конструкции - ПК, места интонационного центра синтагмы - ИЦ, на личия и места синтагматического членения в высказывании - СЧ), находящихся в единстве с лексико-грамматическим составом и кон текстными связями текста и выполняющих перечисленные выше язы ковые функции. При этом общеизвестные просодические свойства звука, в единстве формирующие каждое из интонационных средств (высота тона, длительность, интенсивность), сами по себе интонационными еди ницами не являются. В пределах текста интонационные средства опре деленным образом сочетаются друг с другом на синтагматической оси и формируют интонационно-семантические модели перечисления, сопоставления, противопоставления, пояснения, прямой и косвенной речи и т. п., которые в синтаксически сложных текстах (какими являются и тексты Л. Н. Толстого) переплетаются и взаимодействуют между собой по определенным закономерностям, определяя ту или иную «ин тонационную палитру» текста, отражающую функционально-стилисти ческие и эмоционально-экспрессивные особенности данного текста. В этих моделях сочетаются между собой стилистически нейтральные и экспрессивные средства. Анализ текстов Л. Н. Толстого указывает на важное место образа автора в тексте - отсутствие так называемых нейтральных описаний и повествований. У Л. Н. Толстого все одушевлено, окрашено челове ческим восприятием, миросозерцанием, нравственной оценкой, осо знанием философии бытия. Везде присутствует автор, его окружение, 183
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=