ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ К . А. Н а ги н а Воронеж ОТ ЗАМЫСЛА К ВОПЛОЩЕНИЮ: РАБОТА ТОЛСТОГО НАД «ИСПОВЕДЬЮ» Возможность проведения параллелей между художественным и фи­ лософско-публицистическим творчеством Толстого показывает, насколь­ ко неразрывна связь двух ипостасей - Толстого-художника и Толстого- мыслителя. Однако еще более в этом нас убеждает сама структура его статей и трактатов, где художественное начало неизменно дополняет начало логическое; причем в некоторых случаях природа художествен­ ных образов играет главенствующую роль. Уже на стадии создания планов статей и трактатов Толстой мыслит категориями художественными; пункты его планов представляют собой «сжатые» самостоятельные образы, которые затем получают свое развитие на страницах произведений. Весьма четко данное соображение выявляет­ ся при рассмотрении плана «Исповеди», пункты которого фиксируют в основном не логическое ее построение, а образы и мотивы, к которым Толстой прибегает для усиления эмоционального эффекта логических рассуждений, для наглядного разъяснения своей позиции. Это наблюде­ ние целиком и полностью относится к первым четырем пунктам плана: «Жизнь остановилась. Страдания и смерть. Гора - пропасть. Ужас путника» [1]. Соотношение логического и художественного в «Исповеди» яв­ ляет для нас немалый интерес в связи с особенностями самого жанра, задание которого, по словам М. М. Бахтина, «заведомо не художест­ венное» [2]. Первый пункт плана соответствует излюбленному толстовскому мо­ тиву «остановки жизни», который возникает и на страницах его художе­ ственных произведений. Применительно к последним особенно ясно этот мотив отразился в переживаниях Константина Левина и героя «Запи­ сок сумасшедшего». Он естественен для Толстого, поскольку именно он способен наиболее ярко продемонстрировать перерывы 6 движении, которым представляется писателю бытие. Герои пытаются преодолеть «мучительный разлад с самим собой», стараясь продолжать движение жизни: «я должен был не останавливаться и, главное, в привычных усло­ 18

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=