ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ пронизаны воспоминаниями персонажей и самого повествователя, что эти воспоминания отличаются внутренним динамизмом, коло­ ритностью, эмоциональной насыщенностью, неподдельностью чувств. Для Л. Н. Толстого важно не только то, что и как человек вспо­ минает, но и то, о чем и как он мечтает: в мечтах, желаниях, планах на будущее отражается рост человеческой души, ее совершенствование. Или наоборот. Поэтому писатель не отказывает своим героям в способ­ ности воображать. Для Л. Н. Толстого всегда было характерно стремление к выраже­ нию, словесному описанию, объяснению наглядно-чувственных образов, возникших в сознании того или иного персонажа. Вот почему одним из ведущих способов выражения представления в художественной прозе мастера является «объемное» описание представления. Такое описание действительно «объемно»: оно многоаспектно и иногда занимает не­ сколько страниц, как, например, описание воспоминаний и воображае­ мых картин, возникающих в сознании Оленина, главного героя повести «Казаки», по пути на Кавказ. Устойчивой приметой развернутого словесного описания пред­ ставления у Л. Н. Толстого является лексика со значением представ­ ления, ядро которой составляют глаголы и существительные с общим значением представления или с частными значениями воспоминания или воображения (1718 и 796). К глаголам с общим значением представления относятся глаголы представлять, возникать, являться, рисовать, представать; к суще­ ствительным - представление, образ, картина, видение, явление: к глаголам памяти - вспоминать, помнить, напоминать, упоминать припоминать, восставать, воскрешать, оживать; к существительным - воспоминание, память, упоминание, напоминание, припоминание: к глаголам воображения - казаться, воображать, мечтать, сниться, чудиться, мерещиться, грезиться', к существительным - воображение, мечта, сон, мечтание, сновидение, фантазия. Кроме того, в значении глаголов представления часто употребляются глаголы восприятия ви­ деть, слышать, созерцать, а в семантике глаголов интеллектуальной деятельности думать, соображать нередко актуализируется наглядно- чувственный компонент. Самая высокая частотность характерна для глаголов вспоминать помнить и представлять (611; 205; 280), в значении которых чаще всего актуализируется сема воспоминания. Это объясняется стремлением писателя показать «диалектику души» своих героев через описание 174

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=