ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

ЛИНГВИСТИКА так и с элементами других стуктур, что обеспечивает возможность по­ рождать все новые и новые смыслы. В данном тексте взаимодействие элементов структуры обеспечено последовательно проведенным прин­ ципом антитетичности. Л. Н. Голайденко Уфа О НЕКОТОРЫХ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБАХ И СРЕДСТВАХ ВЫРАЖЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО Известно, что философия и психология в спектре наглядно-чув­ ственных форм познания действительности рассматривают ощуще­ ние, восприятие и представление. Промежуточное положение между восприятием и понятием, синкретизм свойств наглядно-чувственных и абстрактных категорий обусловливают неподдельный интерес уче­ ных к представлению - наглядно-чувственному образу воспоминания или воображения. Русский язык чутко улавливает особую пластичность, внутренний динамизм и переходный характер представления и располагает опреде­ ленным набором способов и средств его выражения. Представление в силу своей наглядно-чувственной природы не может быть названо от­ дельным словом, но, обнаруживая явную тенденцию к вербализации, может быть описано словами и выражено (и даже названо) в рамках определенных синтаксических конструкций. Многообразие и глубокая психологическая мотивированность языковых способов и средств выражения наглядно-чувственных образов воспоминания и воображения характерны для художественной прозы Л. Н. Толстого и составляют одну из самых ярких примет идиостиля писателя. Непревзойденный мастер душевной аналитики, Л. Н. Толстой всег­ да рассматривал прошлое как источник Духа личности, память - как совесть и очищающее начало. Именно поэтому в произведениях писа­ теля так много ярких и искренних картин воспоминаний. Еще в 1939 году в работе «О языке Толстого (50-60-е годы)» В. В. Виноградов отметил, что все произведения писателя буквально 173

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=