ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

ЛИНГВИСТИКА Г. Н. Большакова Тула АНТИТЕТИЧНОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ПОЭТИКИ ПОВЕСТИ «ОТЕЦ СЕРГИЙ» Л. н. ТОЛСТОГО «Отец Сергий» - один из шедевров последнего периода твор­ чества Л. Н. Толстого. Замысел повести относится к 1890 году, но в 1891 году Л. Н. Толстой прерывает работу над «Отцом Сергием» («Я его и отложил оттого, что он мне очень дорог»,- сообщает автор в одном из писем), затем на протяжении последнего десятилетия XIX века не раз возвращается к «дорогому» для него замыслу, но не­ смотря на то что в 1897 году повесть «написана начерно», Л. Н. Тол­ стой так и не решается ее опубликовать: «Повести эти [«Иртеньев», «Воскресение» и «Отец Сергий»] написаны в моей старой манере, ко­ торую я теперь не одобряю»,- так объясняет неудовлетворенность своим трудом автор. В письме к В. Г. Черткову Л. Н. Толстой так определяет идейно­ тематическую направленность повести: «Борьба с похотью тут эпизод... главная борьба с другим - с славой людской...». Тема «Отца Сергия» - изображение борьбы (борьба - «столкновение противоречивых чувств, стремлений, внутренние усилия дать перевес какому-либо одному из них») главного героя с самим собой; идея - выражение борьбы (борь­ ба - «деятельность, направленная на преодоление, уничтожение чего-либо» и борьба - «деятельность, направленная на отстаивание чего- либо») автора с ложью общественной морали и официальной церкви, за истину подлинной христианской любви. Смысловая структура много­ значного слова «борьба» цементируется семой «объекта», которая экс­ плицитно (борьба «с кем, чем», «против кого, чего») или имплицитно (борьба «за что» предполагает и смысл «против чего») присутствует в разных лексико-семантических вариантах. Таким образом, и сам пред­ мет изображения, и прагматические установки автора, и его творчес­ кие интенции предполагают отбор и комбинацию языковых средств дтя выражения и художественного изображения противоборства про­ тивоположных начал в душе человеческой, в обществе и в мире. Кроме того, на особенности языка, сюжетно-композиционной и образной сис­ темы повести не мог не повлиять еще один мотив борьбы - творческого 171

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=