ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
ЛИНГВИСТИКА Г. Н. Большакова Тула АНТИТЕТИЧНОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ПОЭТИКИ ПОВЕСТИ «ОТЕЦ СЕРГИЙ» Л. н. ТОЛСТОГО «Отец Сергий» - один из шедевров последнего периода твор чества Л. Н. Толстого. Замысел повести относится к 1890 году, но в 1891 году Л. Н. Толстой прерывает работу над «Отцом Сергием» («Я его и отложил оттого, что он мне очень дорог»,- сообщает автор в одном из писем), затем на протяжении последнего десятилетия XIX века не раз возвращается к «дорогому» для него замыслу, но не смотря на то что в 1897 году повесть «написана начерно», Л. Н. Тол стой так и не решается ее опубликовать: «Повести эти [«Иртеньев», «Воскресение» и «Отец Сергий»] написаны в моей старой манере, ко торую я теперь не одобряю»,- так объясняет неудовлетворенность своим трудом автор. В письме к В. Г. Черткову Л. Н. Толстой так определяет идейно тематическую направленность повести: «Борьба с похотью тут эпизод... главная борьба с другим - с славой людской...». Тема «Отца Сергия» - изображение борьбы (борьба - «столкновение противоречивых чувств, стремлений, внутренние усилия дать перевес какому-либо одному из них») главного героя с самим собой; идея - выражение борьбы (борь ба - «деятельность, направленная на преодоление, уничтожение чего-либо» и борьба - «деятельность, направленная на отстаивание чего- либо») автора с ложью общественной морали и официальной церкви, за истину подлинной христианской любви. Смысловая структура много значного слова «борьба» цементируется семой «объекта», которая экс плицитно (борьба «с кем, чем», «против кого, чего») или имплицитно (борьба «за что» предполагает и смысл «против чего») присутствует в разных лексико-семантических вариантах. Таким образом, и сам пред мет изображения, и прагматические установки автора, и его творчес кие интенции предполагают отбор и комбинацию языковых средств дтя выражения и художественного изображения противоборства про тивоположных начал в душе человеческой, в обществе и в мире. Кроме того, на особенности языка, сюжетно-композиционной и образной сис темы повести не мог не повлиять еще один мотив борьбы - творческого 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=