ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ поэтому особенно важно бороться со злом в себе, и эта борьба поможет избежать конфликтов с рядом живущими и между нациями. Но в реальной жизни постоянно придерживаться принципа нена­ силия и самосовершенствования не так просто. Л. Н. Толстой призывает нас жить по законам любви. При этом любовь понимается им не как эгоистическое желание, а как божественное чувство, как такое душевное состояние, которое позволяет человеку любить всех, любить в другом человеке «божеское духовное начало». «Любовь», как ее понимал Толстой, с точки зрения буддийской теории «десяти миров-сосгояний» относится к девятому миру-состоя­ нию - «бодхисаттвы», в котором человек полон желаний помочь и слу­ жить другим, а далее, развивая в себе «божественное начало», человек приходит к самому высшему состоянию - десятому миру - состоянию «будды», когда он, несмотря ни на какие обстоятельства, может посто­ янно ощущать чувство надежды, радости и счастья. Толстой увидел основание любви в осознании каждым человеком единства духовного начала, живущего во всех людях. Это понятие «един­ ства со всеми» близко буддийской теории «зависимого начала»: все люди, живущие на этой земле, взаимосвязаны. Л. Н. Толстой сказал: «Не ищи видимого возмездия за добро, оно дано тебе одновременно с поступком. Если ты любишь того, кому ты делаешь добро, то ты уже получил возмездие в том благе, которое получил от того, что любишь. Добро, которое ты делаешь любя, ты делаешь всегда себе». Эти слова обращают нас еще к одному буддийскому закону - к за­ кону причины и следствия: поступки и мысли, являющиеся причиной, обязательно приносят результаты. При этом следствие, хотя его реальная форма становится очевидной позже, потенциально существует уже с мо­ мента возникновения причины, то есть причина и следствие образуются одновременно, подобно тому как лотос одновременно дает цветки и плоды. Кстати, важнейшая сутра, проповедуемая Шакьямуни Буддой, называется сутрой «лотоса». Закон причины и следствия можно назвать еще законом кармы. И хорошие и плохие поступки и мысли запечатляются в «бессознатель­ ном хранилище» души и передаются в следующем перерождении. Никто не может убежать от этого закона. Отсюда и мысль Толстого: человека нельзя судить государственным законом, являющимся инструментом на­ силия. «Законы человеческие, - писал Толстой, - уже потому нельзя исполнять так же, как закон божеский, что закон божеский всегда один 161

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=