ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ товарок по острогу. На первый план выступает социальный момент, что для позднего Толстого чрезвычайно важно. Л. Н. Морозенко Санкт-Петербург ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПОЗДНЕГО Л. Н. ТОЛСТОГО XIX в. Толстой заканчивает романом «Воскресение», а XX начина ет пьесой «Живой труп». Рядом эти названия воспринимаются почти как авторская антитеза, хотя, скорее всего, это случайность, или, по край ней мере, не авторский замысел. Но это противостояние обозначенных проблем отражает объективное движение художественной мысли Толсто го в русле изменяющегося жизненного потока. Нехлюдов заканчивает полувековые поиски толстовского героя. Хотя его воскресение начина ется с отрицания существующей системы жизни, но открытие нрав ственной истины христианских заповедей дает надежду на возмож ность сохранения «чистоты нравственного чувства» в любых условиях, обстоятельствах. В «Живом трупе» нет речи о нравственном воскре сении героя, но при всех его недостатках и даже пороках это и не рас сказ о его падении. Федя Протасов сохраняет в себе живого человека и обретает неза висимость именно потому, что становится трупом в существующем порядке вещей: «...я не боюсь никого, потому что труп и со мной ниче го не сделаете...» (т. 34, с. 93). Он «выламывается» из установившейся системы. Личность становится личностью лишь вне системы. Федя Про тасов - человек со всеми своими недостатками; Каренин, благополучно существующий в этом мире, - безликая фигура, некая пустота; Хаджи- Мурат - личность; Николай I, Шамиль - безликие носители черт систе мы, выразители власти. Очеловечивание героя в произведениях позднего Толстого чаще всего начинается с момента, как только он, открыв душу для сострада ния, выпадает из установившейся социальной оболочки. Это происходит с Федором Кузьмичом, бывшим Александром I, это происходит и с Ива ном Васильевичем из рассказа «После бала», и с солдатом из повести «За что?», раскрывшим тайну бегства политического ссыльного, и с па 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=