ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Я. ТОЛСТОЙ И ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ на прикосновения. Именно эти прикосновения создают нравствен­ ный остов человека. Сагиэ Митигу ги Япония ФИЛОСОФИЯ НЕНАСИЛИЯ л. н. толстого И БУДДИЙСКИЕ ПРИНЦИПЫ Л. Н. Толстой всю свою жизнь пытался открыть людям путь к счас­ тью. Все его идеи, в том числе идея ненасилия, связаны с этой целью. Ненасилие представлялось ему не целью жизни человека, а одним из средств достижения всеобщего счастья на Земле. Важна была для него не сама эта идея, а благо людей. Об этом свидетельствует, например, его отношение к духоборам: когда он узнал о жертвах и страданиях духоборов за эту идею, он делал попытку компромиссного толкования собственного учения непротивления злу насилием. В письме кавказским духоборам в 1897 году писатель советует не упорствовать «в своем отказе от государственной службы... Если можете делать то, что от вас требуют, - делайте: избавьте этим ваших слабых жен, детей, больных, старых от му­ чений... Всякий из вас должен ради любви к своим отказать от преж­ него и покориться; никто не осудит вас за это». Его путь жизни был пронизан борением против зла, за защиту людей от насилия и созидание счастья на Земле. Поэтому его идеи носят религиозный характер и, по моему мнению, имеют особенно много общего с буддийским учением. И здесь я попытаюсь пересказать его слова, выражающие его идею ненасилия, языком буддизма. По толстовскому толкованию, ненасилие - это не смирение с на­ силием, не равнодушное или пассивное принятие зла, не отстранение, неделание, неучастие в борьбе с ним, а, напротив, это самое плодотвор­ ное средство противоборства злу. Зло можно уничтожить только про­ тивоположной силой - добром, а не насилием. Насилие над злом не только не может уничтожить зло, но и умножает его, так как наси­ лие вызывает чувство ненависти у другого человека и порождает ко­ рень зла. Только непротивление в состоянии пробудить доброе чувство и в том, кто сделал зло. 159

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=