ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ для всех в классе остается тайной. Надо видеть удивление однокласс­ ников, услышавших обстоятельный ответ «закоренелого троечника». Все любят, когда им помогают, когда их уважают, когда их любят. Это ключи к взаимопониманию. Ключи эти в руках учителя. Если уче­ ник уважительно относится к педагогу, то ему легко учиться у такого учителя, воспринимать его требования. Если хотите, чтобы у детей были приветливые лица, улыбайтесь, общаясь с ними. Однако бесконфликтной педагогики нет. Если же воз­ ник даже небольшой конфликт между учителем и учеником, то следует после уроков поговорить с учеником и выяснить причину конфликта. Беседа обязательно должна закончиться извинением одной из сторон, а возможно, обе стороны должны извиниться друг перед другом. Чаще всего хорошие отношения между учащимися и учителями - там. где замечания делаются с позитивным оттенком: «Я верю, что у тебя это вышло случайно» или «Я знаю, что это делать ты умеешь хорошо». Воспитывать следует, главным образом, на положительном, при этом необходимы упражнения. Наставнику следует предвидеть воз­ можные ошибки учащихся в общении с окружающими. Например, перед тем как пойти с ребятами в театр, следует проиграть некоторые возможные ситуации. В Яснополянской школе введен в старших классах новый пред­ мет - «Этика жизни», где учитель предлагает учащимся оценить раз­ личные ситуации с точки зрения своего личного жизненного опыта. На этом уроке главное, чему учатся школьники, - это умение общаться Учащимся раскрывается философский аспект таких понятий, как добро­ порядочность, любезность, милосердие, сопереживание, любовь, зло, добро, уважение, милость, милостыня, сочувствие, обходительность, сер­ дечность и многих других. Совершенствование отношений между людьми - проблема извечная Отношения между учителем и учениками - проблема частная и менее глобальная, на первый взгляд, но не менее важная. Учитель призван учить, ученику досталась роль обучаемого. Однако обучаться, познавать можно успешно только тогда, когда это делается без насилия извне, а потому вопросу взаимоотношений участников педагогического про­ цесса должно уделяться особое внимание. Л. Н. Толстой писал: «Ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внеш­ ними влияниями». Уже в школе закладываются, формируются и оттачиваются основы человеческих отношений, первые «живые, трепетные нити» их, похожие 158

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=