ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В. 3. Кунин Ясная Поляна УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК В ШКОЛЕ Л. Н. ТОЛСТОГО Открыв в 1859 году школу для крестьянских детей, Л. Н. Толстой интуитивно почувствовал и понял, что успешность обучения и развитие ребенка во многом зависят от отношений между учителем и ученика­ ми. Вот что он подметил: «Стоит взглянуть на одного и того же ребенка дома, на улице или в школе, - то вы видите жизнерадостное любозна­ тельное существо, с улыбкой в глазах и на устах, во всем ищущее по­ учения, как радости, ясно и четко выражающее свои мысли своим языком, - то вы видите измученное, сжавшееся существо, с выражением усталости, страха и скуки, повторяющее одними губами чужие слова на чужом языке, - существо, душа которого, как улитка, спряталась в свой домик. Стоит взглянуть на эти два состояния, чтобы решить, которое из двух более выгодно для развития ребенка». Конечно, непре­ менно состояние жизнерадостности, любознательности с улыбкой в глазах и на устах. Таким образом, можно сделать главный вывод: в школе должны быть отношения взаимопонимания, сотрудничества, добра и любви, того главного, что следует совершенствовать, чему следует постоянно учиться, - общению. Какие приемы, методы, неуловимые воздействия используются, чтобы получать удовольствие от общения? Чему должны учить школь­ ников, что тренировать? Прежде всего, нужно научить детей уважать партнера (ученика, взрослых). Уважение вызывается уважением, вот по­ чему крайне необходимо уважать личность ребенка. Если ученик чув­ ствует к себе уважительное отношение со стороны преподавателя, то он раскован на уроке, он не боится, что его могут унизить за допущенную ошибку, он быстрее и лучше развивается, так как чувствует человеческую теплоту и уважение. «Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев», - писал Саади. Для того чтобы школьник учился с желанием, ему на оп­ ределенных этапах как воздух нужен успех в его деятельности. Это не обя­ зательно что-то очень весомое, призовое, хотя в какой-то деятельности не помешает и лидерство. Хорошо, если ребенок почувствует, что он поднялся на ступеньку выше в своем развитии, а помочь осознать ему этот рост должен учитель. И это главный путь к взаимопониманию. Когда ученик почувствует, что учитель не равнодушен к его успеху, 156

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=