ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В. 3. Кунин Ясная Поляна УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК В ШКОЛЕ Л. Н. ТОЛСТОГО Открыв в 1859 году школу для крестьянских детей, Л. Н. Толстой интуитивно почувствовал и понял, что успешность обучения и развитие ребенка во многом зависят от отношений между учителем и ученика ми. Вот что он подметил: «Стоит взглянуть на одного и того же ребенка дома, на улице или в школе, - то вы видите жизнерадостное любозна тельное существо, с улыбкой в глазах и на устах, во всем ищущее по учения, как радости, ясно и четко выражающее свои мысли своим языком, - то вы видите измученное, сжавшееся существо, с выражением усталости, страха и скуки, повторяющее одними губами чужие слова на чужом языке, - существо, душа которого, как улитка, спряталась в свой домик. Стоит взглянуть на эти два состояния, чтобы решить, которое из двух более выгодно для развития ребенка». Конечно, непре менно состояние жизнерадостности, любознательности с улыбкой в глазах и на устах. Таким образом, можно сделать главный вывод: в школе должны быть отношения взаимопонимания, сотрудничества, добра и любви, того главного, что следует совершенствовать, чему следует постоянно учиться, - общению. Какие приемы, методы, неуловимые воздействия используются, чтобы получать удовольствие от общения? Чему должны учить школь ников, что тренировать? Прежде всего, нужно научить детей уважать партнера (ученика, взрослых). Уважение вызывается уважением, вот по чему крайне необходимо уважать личность ребенка. Если ученик чув ствует к себе уважительное отношение со стороны преподавателя, то он раскован на уроке, он не боится, что его могут унизить за допущенную ошибку, он быстрее и лучше развивается, так как чувствует человеческую теплоту и уважение. «Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев», - писал Саади. Для того чтобы школьник учился с желанием, ему на оп ределенных этапах как воздух нужен успех в его деятельности. Это не обя зательно что-то очень весомое, призовое, хотя в какой-то деятельности не помешает и лидерство. Хорошо, если ребенок почувствует, что он поднялся на ступеньку выше в своем развитии, а помочь осознать ему этот рост должен учитель. И это главный путь к взаимопониманию. Когда ученик почувствует, что учитель не равнодушен к его успеху, 156
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=