ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Кроме того, в учебниках содержится материал, связанный с раз­ витием интеллектуальных чувств, хотя по объему он незначителен (около 6 %). Таким образом, Л. Н. Толстой в своих учебных книгах приводит интересный эмоционально-ценностный материал, который может быть полезен при составлении и переработке авторам учебников для началь­ ных классов. С. И. Маслов Тула Л. Н. ТОЛСТОЙ И К. Д. УШИНСКИЙ О ПРОБЛЕМЕ НАРОДНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ Л. Н. Толстой и К. Д. Ушинский - люди одной эпохи, одного по­ коления. Их детство было связано с воспоминаниями участников войны 1812 года, ознаменованными взлетом национального самосозна­ ния русского народа. Приблизительно в одно и то же время они начали работать над учебниками для начальной школы. В 1861 году, когда Толстой ак­ тивно занялся педагогической деятельностью, К. Д. Ушинский выпус­ тил книгу «Детский мир» для классного чтения в начальной школе, а в 1864 году вышло из печати «Родное слово» вместе с книгой для уча­ щихся. Л. Н. Толстой в 1872 году издает «Азбуку», которая затем была дважды переработана и в окончательной редакции переиздана в 1875 году под заглавием «Новая азбука». Как «Азбука», так и книга для чтения выдержали свыше 30 изданий, разошлись в миллионах экзем гшяров ибыли наряду с «Родным словом» Ушинского, которое в течение 50 лет изда­ валось в среднем по три раза в год, самыми распространенными учеб­ ными книгами в земских начальных школах. Весь материал «Азбуки» составлен из русской жизни, большей час­ тью деревенской. Известный соратник Ушинского крупный педагог Д. Д. Семенов писал об учебных книгах Толстого: «Какая картин­ ность в изображении, и притом картинность чисто русская, народная, наша собственная!». 154

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=