ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. И. ТОЛСТОЙ И ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ 1) ценность человеческой личности, нравственное здоровье, при­ нятие нравственных гуманистических норм - 28,8 %. К данной группе можно отнести: - добро как критерий ценностей морали; - свободу (самостоятельность, независимость в суждениях и по­ ступках); -терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки; - чуткость (заботливость); - честность (правдивость, искренность); - трудолюбие; 2) сохранение природы и возможность наслаждаться ею, чувство гармонии с ней - 25,6 %; 3) ценности религии: Бог, дух (духовность), вера в Бога - 16,9 %; 4) воспитание уважительного, бережного отношения к истории свое­ го народа - 14,4 %; 5) уважение других народов, их специфики и культуры - 7,5 %; 6) уважение к умельцам и талантам - 4,2 %; 7) стремление к самопроявлению, самовыражению, собственное до­ стоинство - 2,6 %. Отметим, что необходимым условием влияния текстов на форми­ рование ценностей личности является их эмоциональная насыщен­ ность, т. е. способность вызывать у учащихся разнообразные чувства, связанные с ценностью. Анализ текстового материала учебников позволил нам сделать вывод, что большинство эмоционально насыщенных текстов связано с развитием у младших школьников нравственных и эстетических чувств (около 94 %). Это, прежде всего, тексты, пробуждающие в детях чувства любви, милосердия, сострадания («Птичка», «Подкидыш» и др.); сочувствие к товарищу, больному, пострадавшему («Старый дед и внучек», «Волк и старуха» и др.); чувство участия, жалости («Котенок», «Птичка» и др.); чувство доброжелательности («Филиппок»); желание приносить дру­ гим людям радость и счастье («Китайская царица Силинчи», «Липу- нюшка» и др.). Одновременно с развитием нравственных чувств идет процесс фор­ мирования у учащихся эстетических чувств, среди которых можно выделить следующие: светлой грусти и задумчивости («Море»); душев­ ной мягкости, растроганности («Филиппок»). 153

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=