ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Г. Л. Баранова Тула ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО­ ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНЫХ КНИГАХ ПО ЧТЕНИЮ Л. Н. ТОЛСТОГО Одной из актуальных проблем современной школы является фор­ мирование у учащихся опыта эмоционально-ценностного отноше­ ния к миру. Мы считаем, что решить данную проблему невозможно без полноценного представления в современных школьных учебниках начальных классов (в частности, учебниках литературы) эмоционально­ ценностного компонента содержания образования. Содержание опыта эмоционально-ценностного отношения к миру многосложно. Это формирование как ценностно-ориентационной, так и эмоциональной сфер личности учащихся. В разные исторические эпохи педагоги-исследователи предприни­ мали попытки реализации данного компонента в учебниках для перво­ начального обучения. Наиболее ценным в этом отношении для нас представляется педа­ гогическое наследие Л. Н. Толстого. В своих учебных книгах по чтению Л. Н. Толстой предлагает раз­ нообразный эмоционально-ценностный материал. Вначале покажем, как реализован в учебниках ценностный ас­ пект содержания образования. Анализ текстового материала пока­ зал следующее: I. В качестве средств, способных обеспечить раскрытие ценностей в учебных книгах, выступают тексты и микротексты, выявляющие раз­ нообразные ценностные аспекты. Характерным для ценностно-ориенти­ рованных текстов является то, что любой объект характеризуется в них не со стороны его естественных свойств, а со стороны отношения к че­ ловеку и по присущим человеку нормам, идеалам и целям. Ценностно-ориентированные тексты содержат оценки, выражают определенные чувства. Для таких текстов характерен убеждающий или эмоционально-образный стиль. II. В целом же ценности, раскрываемые в учебниках, могут быть пред­ ставлены (в процентном отношении) в виде следующей совокупности: 152

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=