ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Г. Л. Баранова Тула ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНЫХ КНИГАХ ПО ЧТЕНИЮ Л. Н. ТОЛСТОГО Одной из актуальных проблем современной школы является фор мирование у учащихся опыта эмоционально-ценностного отноше ния к миру. Мы считаем, что решить данную проблему невозможно без полноценного представления в современных школьных учебниках начальных классов (в частности, учебниках литературы) эмоционально ценностного компонента содержания образования. Содержание опыта эмоционально-ценностного отношения к миру многосложно. Это формирование как ценностно-ориентационной, так и эмоциональной сфер личности учащихся. В разные исторические эпохи педагоги-исследователи предприни мали попытки реализации данного компонента в учебниках для перво начального обучения. Наиболее ценным в этом отношении для нас представляется педа гогическое наследие Л. Н. Толстого. В своих учебных книгах по чтению Л. Н. Толстой предлагает раз нообразный эмоционально-ценностный материал. Вначале покажем, как реализован в учебниках ценностный ас пект содержания образования. Анализ текстового материала пока зал следующее: I. В качестве средств, способных обеспечить раскрытие ценностей в учебных книгах, выступают тексты и микротексты, выявляющие раз нообразные ценностные аспекты. Характерным для ценностно-ориенти рованных текстов является то, что любой объект характеризуется в них не со стороны его естественных свойств, а со стороны отношения к че ловеку и по присущим человеку нормам, идеалам и целям. Ценностно-ориентированные тексты содержат оценки, выражают определенные чувства. Для таких текстов характерен убеждающий или эмоционально-образный стиль. II. В целом же ценности, раскрываемые в учебниках, могут быть пред ставлены (в процентном отношении) в виде следующей совокупности: 152
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=