ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ человек. При работе над ролью вместо абстрактной личности появляется живой человек. Ролевая игра хорошо принимается детьми, так как уводит от мо­ нологичности обычного урока, используя диалог или полилог. Такого типа уроки дают возможность обучить школьников ведению диалога, умению не только доказывать точку зрения исторического персонажа, но и слушать мнение своего оппонента. Ученик, прошедший школу ро­ левых игр, приобретает опыт и внутреннего диалога. Это подтверждается результатами тестирования в 5-7 классах. Более высокий уровень знаний и осмысленного владения материалом показа­ ли те классы, где проводились экспериментальные игры. Важным пре­ имуществом игр является то, что они дают возможность активного участия всех учеников - и слабых, и сильных, востребуя их социокуль­ турный опыт. Так, при проведении игрового урока о технических открытиях X-XV вв. в Европе одни брали на себя подготовку теорети­ ческой части, другие, занимающиеся в судомодельном кружке, делали модели каравелл, водяного колеса. При планировании фольклорных игр и праздников (колядование, масленица и т. д.) детям, на лето уезжающим в деревню, дается задание собрать материал - со слов деревенских жителей - о том, как проводятся эти праздники и обряды (игра «Этнограф»). Когда наступает время про­ ведения праздника, школьники самостоятельно включаются в подготовку театрализованного представления. Таким образом, в течение года в слож­ ном процессе подготовки игр принимает участие весь класс, ученики выбирают ту или иную тему или тот или иной вид игры, согласно своим склонностям и особенностям. Анкетирование учащихся 5-7 классов показало, что из разных форм проведения уроков истории они неизменно выбирают игровые, при этом отдают предпочтение ролевым играм и театрализованным представлениям. Этот выбор является естественным, поскольку игра, занимая большую часть жизни ребенка, соответствует основным прин­ ципам педагогики ненасилия. Она свободна. Л. Н. Толстой писал: «Только при свободе можно избежать обычного явления: вызывания отвраще­ ния к предметам, которые в свое время и свободно были бы люби­ мы. Только при свободе можно узнать, к какой специальности какой ученик имеет склонность, только свобода не нарушает воспитательно­ го влияния». 151

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=