ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ человек. При работе над ролью вместо абстрактной личности появляется живой человек. Ролевая игра хорошо принимается детьми, так как уводит от мо нологичности обычного урока, используя диалог или полилог. Такого типа уроки дают возможность обучить школьников ведению диалога, умению не только доказывать точку зрения исторического персонажа, но и слушать мнение своего оппонента. Ученик, прошедший школу ро левых игр, приобретает опыт и внутреннего диалога. Это подтверждается результатами тестирования в 5-7 классах. Более высокий уровень знаний и осмысленного владения материалом показа ли те классы, где проводились экспериментальные игры. Важным пре имуществом игр является то, что они дают возможность активного участия всех учеников - и слабых, и сильных, востребуя их социокуль турный опыт. Так, при проведении игрового урока о технических открытиях X-XV вв. в Европе одни брали на себя подготовку теорети ческой части, другие, занимающиеся в судомодельном кружке, делали модели каравелл, водяного колеса. При планировании фольклорных игр и праздников (колядование, масленица и т. д.) детям, на лето уезжающим в деревню, дается задание собрать материал - со слов деревенских жителей - о том, как проводятся эти праздники и обряды (игра «Этнограф»). Когда наступает время про ведения праздника, школьники самостоятельно включаются в подготовку театрализованного представления. Таким образом, в течение года в слож ном процессе подготовки игр принимает участие весь класс, ученики выбирают ту или иную тему или тот или иной вид игры, согласно своим склонностям и особенностям. Анкетирование учащихся 5-7 классов показало, что из разных форм проведения уроков истории они неизменно выбирают игровые, при этом отдают предпочтение ролевым играм и театрализованным представлениям. Этот выбор является естественным, поскольку игра, занимая большую часть жизни ребенка, соответствует основным прин ципам педагогики ненасилия. Она свободна. Л. Н. Толстой писал: «Только при свободе можно избежать обычного явления: вызывания отвраще ния к предметам, которые в свое время и свободно были бы люби мы. Только при свободе можно узнать, к какой специальности какой ученик имеет склонность, только свобода не нарушает воспитательно го влияния». 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=