ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ подходит детям». Игра в отличие от традиционного урока не может быть навязана. Она принимается или не принимается. Игра дает богатейшие возможности для эстетического и этического воспитания, включает в себя то, что присутствует в реальной жизни и литературных жанрах, столь любимых детьми (сказка, приключение, детектив, фантастика), в них есть завязка и развязка, спады и подъемы напряжения. Игра - это постоянное движение. Наконец, игра всегда эмоциональна, а это дает возможность совершенно на ином, более глубоком уровне прочувствовать материал урока, особенно если это урок гуманитарного цикла. У нас была возможность убедиться в явном преимуществе учебных игр перед традиционными уроками - при проведении экспериментальных игр на уроках истории (5-7 классы). Игры позволили решить многие проблемы, возникающие при обучении истории. Замена обычного про­ цесса запоминания терминов (выписывание, заучивание) игровыми формами (кроссворды, ребусы, чайнворды, стихи с использованием ис­ торических терминов; создание стенгазет, сборников для более млад­ ших классов) позволила сделать работу увлекательной, результативной. Уроки обобщения можно проводить в непринужденной, без напряжения обстановке, если проводить их в виде странствий по стране Истландия (в зависимости от изученного материала в стиле русской сказки, сре­ дневекового европейского эпоса или «книги приключений»). Такие уроки, активизируя воображение школьников, привели к изобретению нового для них и для нас вида учебных игр - игре-«фэнтези». В ходе игры дети, желая создать свою модель исторического развития, приду­ мывают планету с гуманоидной цивилизацией. В ходе этой исторической игры возникает необходимость пополнить, расширить знания не только по истории, но и по астрономии, географии, биологии и т. д. Поскольку материал для поиска становится слишком обширным, классы делятся по желанию на группы «навигаторов», «биологов», «археологов» и т. д. Используются энциклопедии и другие источники. Прелесть этой игры для школьников еще и в том, что этот мир только их, в нем действуют вместе с земными законами исторического развития и законы, выдуман­ ные ими, дается простор творческой фантазии. Большой популярностью у детей пользуются и ролевые игры. Эта форма обучения соответствует психологическим особенностям данного возраста, открывает простор для поисковой деятельности. Чрезвычайно важен тот фактор, что, играя роль того или иного исторического лица, ученик как бы врастает в то историческое время, в котором жил этот 150

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=