ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

/7. Я. ТОЛСТОЙ - ХУДОЖНИК Такая особенность портретного изображения в творчестве Л. Н. Тол­ стого объясняется тем, что его герои всегда предстают перед нами увиденные глазами другого персонажа, а человек, глядящий на кого-то, замечает в первую очередь наиболее характерные черты его внешности. Кроме того, у Толстого более чем у кого-либо иного портрет персонажа включает в себя не только описание черт его внешнего облика, но и по­ ходку, взгляд, любое движение, интонацию, то есть то, в чем выражаются черты характера героя, его душевное состояние. Описание же внешности героев у Толстого несколько разнится в за­ висимости от того, в какой период жизни и творчества было создано то или иное произведение. Так, в «Войне и мире» для него наиболее привле­ кательными являются герои некрасивые внешне, но полные внутренней жизни (Наташи, Пьер, княжна Марья и т. д.); обладающие же телесной красотой - либо, как правило, дурные люди (Анатоль Курагин, Элен Безухова, Вера Ростова), либо «никакие», «пустоцветы» (Соня, маленькая княгиня). И даже князь Андрей, безусловно один из близких автору героев, обладающий красивой внешностью, не является все же его любимым персонажем, уступая место толстому Пьеру Безухову. При описании ге­ роев красивых автор часто упоминает об их одежде, тщательно ее описы­ вает (бальное платье Элен), говоря же о тех, кто духовно близок ему, почти не упоминает об их туалете (бальное платье Наташи важно не само по себе, а лишь как оправа ее юной прелести) Однако Толстого не пугает телесная красота, она всего лишь не является для него знаком красоты душевной. Секрет Наташиного очарования - в ее прелести, это слово он упоминает очень часто, говоря о ней. В романе «Анна Каренина» основные принципы портретного изо­ бражения героев остаются теми же, но несколько меняется отно­ шение автора к ним. Красивый, абсолютно здоровый принц вызывает раздражение у Вронского, и он с ужасом думает: «Неужели и я такая же глупая говядина?». Анна несомненно обладает прелестью, но это «пу­ гающая, бесовская» прелесть. Толстого начинает пугать проявление телесной красоты. В романе «Воскресение» чувствуется другой Толстой, и портреты его героев тоже другие. Не меняя принципа динамичного портрета, автор меняет отношение к героям, которых мы видим глазами Нехлюдова. Прозрение Нехлюдова по поводу своих светских знакомых сопровож­ дается иной оценкой их внешности. Он поражается, как же раньше не замечал кривого ногтя своей невесты, безобразия других людей. Но при этом его совершенно не отталкивает внешность Катюши Масловой и ее 15

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=