ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
/7. Я. ТОЛСТОЙ - ХУДОЖНИК Такая особенность портретного изображения в творчестве Л. Н. Тол стого объясняется тем, что его герои всегда предстают перед нами увиденные глазами другого персонажа, а человек, глядящий на кого-то, замечает в первую очередь наиболее характерные черты его внешности. Кроме того, у Толстого более чем у кого-либо иного портрет персонажа включает в себя не только описание черт его внешнего облика, но и по ходку, взгляд, любое движение, интонацию, то есть то, в чем выражаются черты характера героя, его душевное состояние. Описание же внешности героев у Толстого несколько разнится в за висимости от того, в какой период жизни и творчества было создано то или иное произведение. Так, в «Войне и мире» для него наиболее привле кательными являются герои некрасивые внешне, но полные внутренней жизни (Наташи, Пьер, княжна Марья и т. д.); обладающие же телесной красотой - либо, как правило, дурные люди (Анатоль Курагин, Элен Безухова, Вера Ростова), либо «никакие», «пустоцветы» (Соня, маленькая княгиня). И даже князь Андрей, безусловно один из близких автору героев, обладающий красивой внешностью, не является все же его любимым персонажем, уступая место толстому Пьеру Безухову. При описании ге роев красивых автор часто упоминает об их одежде, тщательно ее описы вает (бальное платье Элен), говоря же о тех, кто духовно близок ему, почти не упоминает об их туалете (бальное платье Наташи важно не само по себе, а лишь как оправа ее юной прелести) Однако Толстого не пугает телесная красота, она всего лишь не является для него знаком красоты душевной. Секрет Наташиного очарования - в ее прелести, это слово он упоминает очень часто, говоря о ней. В романе «Анна Каренина» основные принципы портретного изо бражения героев остаются теми же, но несколько меняется отно шение автора к ним. Красивый, абсолютно здоровый принц вызывает раздражение у Вронского, и он с ужасом думает: «Неужели и я такая же глупая говядина?». Анна несомненно обладает прелестью, но это «пу гающая, бесовская» прелесть. Толстого начинает пугать проявление телесной красоты. В романе «Воскресение» чувствуется другой Толстой, и портреты его героев тоже другие. Не меняя принципа динамичного портрета, автор меняет отношение к героям, которых мы видим глазами Нехлюдова. Прозрение Нехлюдова по поводу своих светских знакомых сопровож дается иной оценкой их внешности. Он поражается, как же раньше не замечал кривого ногтя своей невесты, безобразия других людей. Но при этом его совершенно не отталкивает внешность Катюши Масловой и ее 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=