ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л, И. ТОЛСТОЙ И ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ обучающих их в средней школе, свободно владеют различными жанра­ ми устной и письменной речи, сочиняют авторские тексты, точно понимают и интерпретируют тексты. Они открыты и терпимы в отно­ шениях со сверстниками и взрослыми. Способны к ответствен­ ной рефлексивно-аналитической позиции в сложных ситуациях. Не теряют интереса к учению. Таким образом, если обучение в начальной школе выстроено как «открытое взаимодействие» ребенка, взрослого и культуры, в котором ученик проявляет себя субъектно, как соавтор культуры (в соответствии с идеями Л. Н. Толстого, Л. С. Выготского, М. М. Бахтина), то можно говорить об образовательном эффекте такого обучения. Н. Б. Титова Екатеринбург УЧЕБНАЯ ИГРА КАК МЕТОД ПЕДАГОГИКИ НЕНАСИЛИЯ Один из актуальнейших вопросов педагогики - развитие активной личности, свободно ориентирующейся в нашем непростом мире. Актив­ ность проявляется в способности задавать вопросы и искать ответы на них самостоятельно. Однако с начала века, с того времени, когда Л. Н. Толстой писал о свободном воспитании в школе, не так много изменилось. По-прежнему основной формой обучения являются моно- логичные уроки, где главенствует средневековый принцип: «Бумага - это ученики, в умах которых должны отпечатлеться литеры наук... Пе­ чатный станок - это школьная дисциплина, которая всех располагает и принуждает воспринимать науку» (Я. А. Коменский). Сохранившийся средневековый тип преподавания наиболее разрушителен в наше время, когда ребенок находится в потоке информации и, обученный таким спо­ собом, подчас теряется в ней. В результате несвободная, скованная устаревшими традициями школа воспитывает несвободную личность, которая, в свою очередь, воспроизводит столь же несвободных. Такой про­ цесс останется необратимым и неизменным на протяжении десятилетий, до тех пор, пока ребенка будут воспринимать как некую tabula rasa. Поиски наиболее удобных форм обучения неизбежно приводят к самой естественной для ребенка - игре. «Та метода хороша, которая 149

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=