ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ и старославянскую системы исчисления (как более натуральные, чем арабская). Провоцируем детей создавать параллельно культурным (фольклорным и авторским текстам) собственные квазикультурные тексты и т. п. Рефлексия педагогического опыта Л. Н. Толстого, изложенная в его педагогических сочинениях, работы современных психологов детского развития помогли нам спроектировать основные элементы такого школьного уклада, в котором возможно появление учебного опыта (т. е. формирование культурного поведения в отличие от натурального поведения): - пространство класса должно быть поляризовано; содержание каждого пространства может меняться, но неизменна их противопостав ленность (учебное - игровому, коллективное - индивидуальному, твор ческое —навыковому и т. п.); - образовательное пространство рассматривается как переход ное, оно «работает» в нестабильные периоды формирования нового опыта (в частности, на переходе от дошкольного к школьному типу поведения); - позиция участия в таком пространстве ситуационно-поисковая; - ученик здесь имеет возможность самоопределения относи тельно выбора материала, способа работы с ним, темпа и ритма учеб ной работы; - предметная работа выступает для ученика как практико-навыко- вая, осмысленная в связи с его личной образовательной потребностью; - продуктами учебной работы являются авторские тексты, напи санные «из головы», учебники, проекты, карты, оформленные детьми. Психологический аспект интерпретации результатов. Ис следование эффективности психического развития учеников начальной школы, обучавшихся по системе «Свободная педагогика Толстого», по казало высокую динамику роста таких психических показателей, как вербальное мышление, концентрация внимания, память, уровень сфор мированное™ учебной деятельности, рост невербального компонента ин теллекта (динамической наблюдательности, воображения, способности к абстрагированию и синтезу). Фактически обнаружено, что дети необучаемые и неуспешные в традиционной системе и системе «Развивающее обучение» могут быть успешны в толстовской системе. Культурно-образовательный аспект реализации проекта. Дети- подростки, прошедшие школу Толстого, по наблюдению педагогов, 148
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=