ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

XXIV МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ и старославянскую системы исчисления (как более натуральные, чем арабская). Провоцируем детей создавать параллельно культурным (фольклорным и авторским текстам) собственные квазикультурные тексты и т. п. Рефлексия педагогического опыта Л. Н. Толстого, изложенная в его педагогических сочинениях, работы современных психологов детского развития помогли нам спроектировать основные элементы такого школьного уклада, в котором возможно появление учебного опыта (т. е. формирование культурного поведения в отличие от натурального поведения): - пространство класса должно быть поляризовано; содержание каждого пространства может меняться, но неизменна их противопостав­ ленность (учебное - игровому, коллективное - индивидуальному, твор­ ческое —навыковому и т. п.); - образовательное пространство рассматривается как переход­ ное, оно «работает» в нестабильные периоды формирования нового опыта (в частности, на переходе от дошкольного к школьному типу поведения); - позиция участия в таком пространстве ситуационно-поисковая; - ученик здесь имеет возможность самоопределения относи­ тельно выбора материала, способа работы с ним, темпа и ритма учеб­ ной работы; - предметная работа выступает для ученика как практико-навыко- вая, осмысленная в связи с его личной образовательной потребностью; - продуктами учебной работы являются авторские тексты, напи­ санные «из головы», учебники, проекты, карты, оформленные детьми. Психологический аспект интерпретации результатов. Ис­ следование эффективности психического развития учеников начальной школы, обучавшихся по системе «Свободная педагогика Толстого», по­ казало высокую динамику роста таких психических показателей, как вербальное мышление, концентрация внимания, память, уровень сфор­ мированное™ учебной деятельности, рост невербального компонента ин­ теллекта (динамической наблюдательности, воображения, способности к абстрагированию и синтезу). Фактически обнаружено, что дети необучаемые и неуспешные в традиционной системе и системе «Развивающее обучение» могут быть успешны в толстовской системе. Культурно-образовательный аспект реализации проекта. Дети- подростки, прошедшие школу Толстого, по наблюдению педагогов, 148

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=