ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998

Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ Л. М. Долгова Томск СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕБЕНКА С КУЛЬТУРОЙ В СВОБОДНОЙ ШКОЛЕ ТОЛСТОГО Проект «Свободная школа, ориентированная на педагогику Толс­ того» (лауреат международного фестиваля «Авторская школа - 94») яв­ ляется вариантом прочтения и реализации педагогических идей Льва Николаевича Толстого. С 1994 г. в школе «Эврика-развитие» в рамках проекта обучаются 5 классов. Результаты пробно-поисковой работы проектной группы могут быть интерпретированы в разных аспектах; мы коснемся некоторых: проектно-педагогического, психологического и культурно-образовательного. Проектно-педагогический аспект. Фактически нами спроектиро­ ван новый тип построения уклада школьной жизни в начальной школе, ядром которого является «ненасильственное взаимодействие» ребенка с культурой посредством учебного материала в свободном образова­ тельном пространстве. Целью обучения является формирование учебного опыта ребенка: «опыт» - ключевое слово в рефлексивных описаниях яснополянских экспериментов Толстого. Психологическое содержание понятия «опыт» наиболее близко, на наш взгляд, определению обучения ребенка как «формирования его культурного поведения» (Л. С. Выгот­ ский). Ребенок попадает в уже сформировавшуюся культуру, причем культура прошлого для него не актуальна, а современная культура лишь осмысляется и оформляется в знаковые формы. По мысли Толстого, Выготского и других гуманистов, существующие культурно-истори­ ческие способы отношения к миру необходимо сделать материалом для формирования культурного поведения учащегося. Сделать это воз­ можно только тогда, когда ребенок попадает в позицию субъектного отношения к культуре. Поскольку основной задачей начального перио­ да обучения является формирование навыка письма, чтения, счета, то необходимо навык «развернуть» как действие, автоматизировавшее­ ся в навыке. Мы вслед за Толстым знакомим детей с такими знаковыми формами культуры, которые актуализируют действие, свернутое в навыке. На­ пример, используем для формирования культурного навыка римскую 147

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=