ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998
Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ Л. М. Долгова Томск СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕБЕНКА С КУЛЬТУРОЙ В СВОБОДНОЙ ШКОЛЕ ТОЛСТОГО Проект «Свободная школа, ориентированная на педагогику Толс того» (лауреат международного фестиваля «Авторская школа - 94») яв ляется вариантом прочтения и реализации педагогических идей Льва Николаевича Толстого. С 1994 г. в школе «Эврика-развитие» в рамках проекта обучаются 5 классов. Результаты пробно-поисковой работы проектной группы могут быть интерпретированы в разных аспектах; мы коснемся некоторых: проектно-педагогического, психологического и культурно-образовательного. Проектно-педагогический аспект. Фактически нами спроектиро ван новый тип построения уклада школьной жизни в начальной школе, ядром которого является «ненасильственное взаимодействие» ребенка с культурой посредством учебного материала в свободном образова тельном пространстве. Целью обучения является формирование учебного опыта ребенка: «опыт» - ключевое слово в рефлексивных описаниях яснополянских экспериментов Толстого. Психологическое содержание понятия «опыт» наиболее близко, на наш взгляд, определению обучения ребенка как «формирования его культурного поведения» (Л. С. Выгот ский). Ребенок попадает в уже сформировавшуюся культуру, причем культура прошлого для него не актуальна, а современная культура лишь осмысляется и оформляется в знаковые формы. По мысли Толстого, Выготского и других гуманистов, существующие культурно-истори ческие способы отношения к миру необходимо сделать материалом для формирования культурного поведения учащегося. Сделать это воз можно только тогда, когда ребенок попадает в позицию субъектного отношения к культуре. Поскольку основной задачей начального перио да обучения является формирование навыка письма, чтения, счета, то необходимо навык «развернуть» как действие, автоматизировавшее ся в навыке. Мы вслед за Толстым знакомим детей с такими знаковыми формами культуры, которые актуализируют действие, свернутое в навыке. На пример, используем для формирования культурного навыка римскую 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=